Только в полёте живут самолёты

Автор:
Елена ЛАРЕВА

Многие мальчишки и девчонки с детства мечтают о небе. Вот только первые – управлять самолетом, а вторые – хозяйничать в его салоне. Так случилось с Сергеем и Еленой Чумаковыми.

– Во все времена ребятам нравились героические профессии. А в 50–60-х годах нашими кумирами были кто? Летчики и разведчики. Так что когда товарищи спрашивали меня: «Кем ты будешь?» – я неизменно отвечал: «Военным летчиком», – рассказывает Сергей Чумаков.
По-настоящему серьезное разочарование, из-за которого он не попал в истребительную авиацию, постигло его из-за... высокого сидячего роста. Но отказываться от своей мечты парень не захотел. И после окончания Сасовского летного училища гражданской авиации имени Героя Советского Союза
Г. А. Тарана Сергей в 1978 году приехал на работу в Котлас.
Примерно в это же время в котласском аэропорту появилась очаровательная стюардесса Леночка.
– В бортпроводники, так правильно называется наша профессия, идут из-за любви к небу и полетам, – уверена она. – Плюс к этому, привлекает «адреналин» :
постоянная смена мест, ощущений, перелеты из одного города в другой, общение с разными людьми.
Так что после окончания школы, а затем и специальных двухмесячных курсов девушка сразу же устроилась бортпроводником в котласский аэропорт. Тут ее и приметил бравый летчик.
– Маленькая симпатичная хохотушка, с белым шарфиком на шее – обязательным атрибутом формы бортпроводника. И очень уверенная в себе. На нее в аэропорту все обращали внимание, – вспоминает Сергей Владиленович.
Познакомились они в общежитии, случайно столкнувшись на лестнице. А до этого и не знали, что живут рядом.
– Все в работе были. Раньше ведь как: ни выходных, ни праздников. В свободное время, когда удавалось встретиться, вместе ходили в кино. В десять вечера сходим на сеанс в «Спутник», а в шесть утра – уже полет. Такая вот романтика, – с улыбкой говорит Сергей Владиленович.
Елена летала в разные города Северо-Запада и юга России. Сергей на АН-2 курсировал на местных авиалиниях, а впоследствии пересел на ЯК-40.
– Но мы понимали, что дни, а иногда и недели разлуки – издержки профессии, и потому всегда поддерживали друг друга, – говорят супруги Чумаковы. – И всегда знали, что за расставаниями будут новые встречи.
Спустя несколько лет после свадьбы Елена Васильевна поступила в Ленинградское авиационное училище гражданской авиации по специальности «Техник-технолог», которое успешно окончила через три года. К тому времени на свет появились две дочки. В связи с изменившимися семейными обстоятельствами из бортпроводников пришлось уйти. Она стала трудиться диспетчером в отделе перевозок и дослужилась до звания «Отличник воздушного транспорта».
За тысячи часов полетов в семье Чумаковых накопилось много разных историй: как разгерметизировался салон самолета, как молния чуть не попала в АН-2.
– Однажды была аварийная ситуация: у самолета не выпускалось шасси. Как мы переволновались! – вспоминает Елена Чумакова. – А пассажирам нельзя показывать свои эмоции, они и знать не должны, что на борту не все благополучно. Кружили над Архангельском, вырабатывали горючее. В итоге мы все-таки благополучно приземлились. Так что если летать страшно, то нужно выбирать себе другую профессию.
В этом супруг-летчик ее полностью поддерживает.
Годы перестройки, как считает Сергей Чумаков, все изменили. В Котласе летчикам давно уже делать нечего, в связи с чем и ему несколько лет назад пришлось сменить штурвал самолета на руль автомобиля.
– Да и отношение к летчикам не такое, как раньше. Теперь они – обыкновенные воздушные извозчики. Большая часть романтического ореола вокруг этой профессии, к сожалению, канула в лету, – высказывается он. – Мой хороший знакомый летает на больших аэробусах. Так вот когда мы с ним недавно виделись, он рассказал, что за последние три месяца у него не было ни одного выходного. Стоит ли удивляться, что самолеты падают? И все равно хочется от всей души поздравить всех ветеранов и работников воздушного флота России с профессиональным праздником!

У Дня воздушного флота России два отца-основателя. Последний русский царь Николай II в 1912 году 12 августа повелел сформировать при Главном управлении Генштаба первую в стране часть, как мы теперь бы сказали, военно-воздушных сил и передать в ее ведение все вопросы развития нового рода войск. А Иосиф Сталин 18 августа 1933 года завел в стране традицию праздновать День воздушного флота СССР. Президиум Верховного Совета Российской Федерации в 1992 году поддержал сталинский почин, постановив отмечать этот профессиональный праздник ежегодно в третье воскресенье августа.



Комментарии к статье
"Только в полёте живут самолёты":

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем

Фото Котласа

Популярное