И у лидера есть проблемы

Автор: Николай ЗАВАДСКИЙ
Впервые котлашане услышали про «Доклад о результатах оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципалитетов Архангельской области по итогам 2009 года» во время отчета главы МО «Котлас» на сентябрьской сессии городского Собрания депутатов. Как будут использоваться данные этого доклада в дальнейшей работе, мы спросили у председателя комитета по бюджету и налогам областного Собрания Андрея БРАЛЬНИНА.

– Андрей Владимирович, если верить главе Котласа, то наш город согласно упомянутому докладу занимает лидирующие позиции в Архангельской области по итогам 2009 года. Так ли это? И в чем, по-вашему, залог такого успеха?
– По большинству показателей Котлас действительно в числе лидеров среди муниципалитетов области. И причиной тому системная работа органов местного самоуправления в решении социально-экономических вопросов. Например, в жилищном строительстве, где город с 2003 года имеет целевые программы переселения из аварийного жилья, привлекает для расселения людей из ветхих домов федеральные и областные деньги. В 2010 году в город направлены немалые средства в виде жилищных сертификатов для предоставления жилья ветеранам войны…

– Но получить эти деньги старикам не так-то просто. У нас есть сведения, что им порой приходится ждать по 2–3 месяца, пока выдадут деньги по сертификатам.
– У этой проблемы две причины. Во-первых, неодинаковая трактовка действующего законодательства, в результате которой количество нуждающихся в улучшении жилищных условий все время меняется. Все заинтересованы в привлечении федеральных средств на жилье для ветеранов, но деньги поступают согласно спискам, которые постоянно дополняются. Волнами идет постановка на учет, волнами же – поступление денег. В 2010 году в апреле-мае область получила 800 миллионов рублей, которые ветеранам уже выданы. Еще полтора миллиарда пришли в сентябре. По Котласу все сертификаты подписаны. Скоро они поступят в город, и можно будет получить по ним деньги.

– Спасибо за добрую весть. Но вернемся к докладу. Неужели Котлас в нем так хорош, что нет ни одной проблемы? Как-то не верится…
– Почему нет проблем? В докладе, например, отмечено, что в Котласе, занимающем последнее, пятое, место среди городских округов, почти не предвидится роста числа субъектов малого предпринимательства, на основании чего делается вывод, что уровень внимания местной власти к этому вопросу недостаточен. А вот в соседней Коряжме с 2008 по 2012 год число субъектов малого бизнеса вырастет на 30 с лишним процентов.

– Если учесть, что доля налогов, которые поступают в местную казну от предпринимателей, с каждым годом увеличивается, то невнимание к малому бизнесу чревато снижением наполняемости бюджета.
– Именно поэтому в докладе рекомендованы мероприятия для улучшения ситуации в сфере малого предпринимательства. Кстати, еще одна из проблем касается именно наполняемости бюджета. Отмечено, что в Котласе доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения, в четыре раза меньше, чем в Коряжме, и составляет всего 7 процентов. Понятно, что активная политика органов местного самоуправления по вовлечению земель в процесс налогообложения будет напрямую влиять на объем собственной доходной базы местного бюджета.

– В рейтинге по направлению «Дорожное хозяйство и транспорт» Котлас лишь на пятом месте. Не потому ли, что у нас нет теперь своего муниципального ПАТП?
– Не все так однозначно. Архангельск (первое место в рейтинге) в 2009 году потратил 66,7 миллиона на транспорт. Но по рассказам архангельских коллег, муниципальное транспортное предприятие за месяц накапливает до двух миллионов рублей убытков, которые приходится гасить из городского бюджета. Накоплению убытков способствуют и низкие тарифы, и «помощь» частных перевозчиков, «снимающих сливки» на выгодных маршрутах. В Котласе, где все пассажирские перевозки осуществляют частные перевозчики, этих проблем сегодня нет.

– По доле капитально отремонтированных дорог общего пользования местного значения Котлас в 2009 году впереди, однако прогнозные показатели на 2010–2012 годы установлены ниже уровня 2009 года. Как, по-вашему, можно решить эту проблему?
– В докладе рекомендовано разрабатывать программы по текущему и капитальному ремонту дорог местного значения. Но очевидно, что главным здесь является вопрос финансирования. Жизнь заставит нас перейти к системе дорожных фондов: федеральных, наполняющихся за счет доли акциза на топливо, и региональных – за счет дорожного налога. Но заработает эта система только после появления соответствующего федерального закона. Главное, чтобы в нем предусматривалось пропорциональное распределение собранных средств между субъектами Федерации и муниципалитетами, а не использование их только на столичных дорогах.
Думаю, даже такое беглое знакомство с докладом позволяет признать, что проведенный мониторинг дал много информации для выявления положительных итогов, проблем и приоритетных направлений развития муниципалитетов области, включая и наш город.

P. S. Когда верстался номер, стал известен сводный рейтинг эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов Архангельской области.
И у лидера есть проблемы



Комментарии к статье
"И у лидера есть проблемы":

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем

Фото Котласа

Популярное