Самые лучшие выбрали Север

Автор:
Елена ЛАРЕВА

В 1946 году студент медучилища Николай Гулякин увидел на железнодорожном вокзале агитационный плакат, который перевернул всю его жизнь. А в этом году ему, почетному ветерану Северной железной дороги, присвоили звание «Почетный житель Котласа».

Николай Гулякин родился в 1929 году в Тамбовской области в многодетной семье колхозников.
– Мне было 12 лет, когда началась война. Тем летом родители как раз отправили меня в пионерский лагерь. Утром 22 июня воспитатель сообщила нам, что лагерь закрывается, – вспоминает Николай Федорович.
На Тамбовщине деревни большие, домов по триста – четыреста, расположенных вдоль реки. Буквально за неделю деревня, где жили Гулякины, опустела: мужчин забрали, лошадей увели, остались одни только женщины и дети. Вместе со своими друзьями-сверстниками Николай начал работать в колхозе, научился косить. Много чего пришлось делать подросткам, заменившим ушедших на фронт мужчин.
В 1943 году отец Николая вернулся с войны, правда, без ног.
– Не знали, то ли плакать от горя, то ли радоваться, что живой пришел, – говорит Гулякин. – А отец не растерялся в жизни, научился ходить на протезах, а затем и вовсе стал председателем колхоза.
Родители хотели, чтобы их старший сын Николай стал врачом, поэтому сразу после окончания войны он поступил в Тамбовское медучилище.
– Год там проучился. А потом как-то увидел на железнодорожном вокзале в Тамбове огромный плакат с надписью «Ты должен стать машинистом». Меня даже затрясло: как же так, я тоже хочу водить поезда.
После долгих разговоров и даже ссор с родителями Николай бросил медучилище и поступил в Мичуринское железнодорожное училище. Там увлекся гиревым спортом, стал старостой группы.
– В нашей группе все были активисты, по успеваемости мы были первыми и поэтому при распределении на выбор нам предложили несколько железных дорог, где бы мы хотели работать, – вспоминает Гулякин. – А мы же патриоты, нам завуч сказал: надо поднимать Печорскую железную дорогу.
Так все 24 человека оказались на Севере, но не все из них радовались такому повороту событий, особенно те, кого отправили в сторону Урдомы.
По словам Николая Федоровича, первое время в Черемушском депо, куда он попал, было очень тяжело. Работать помощником машиниста его сразу не взяли. Начинал кочегаром.
Трудно сейчас представить, что тогда по некоторым направлениям поезда шли со скоростью 25 км в час. Даже до Пинюга приходилось добираться трое суток!
В 1949 году Черемушское депо переехало в Вычегодский.
– В поселке тогда стояло всего несколько домов, пожарная часть да изба-читальня. На моих глазах он вырос как на дрожжах, – рассказывает Николай Гулякин. – Молодежь была хорошая, активная. Сами все строили, досуг свой организовывали, да делали все от души, а не за деньги. Не понять этого нынешнему молодому поколению.
1951 год в жизни Николая Федоровича вдвойне знаменательный: он стал машинистом и в том же году на чемпионате СССР по тяжелой атлетике, где он участвовал, познакомился со своей будущей супругой Ниной Михайловной. Спустя три года там же, в столице, они поженились.
– Она москвичка, работала тогда в министерстве, а вот поехала со мной к нам в северные края. А в этом году мы отметили уже 55 лет совместной жизни. У нас две дочери, три внука, три правнука. Глядя на них, понимаешь, что вот в этом, и ни в чем другом, и есть смысл жизни, – считает Николай Гулякин.

В 1965 году Николай Гулякин самый первый в Сольвычегодском отделении дороги провел поезд на тепловозной тяге. 14 лет он отъездил машинистом паровоза, 25 лет – машинистом тепловоза. В 1975 году стал почетным железнодорожником, в 1984-м награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2002 году ему присвоили звание «Почетный ветеран СЖД», а в 2009 году – звание «Почетный житель Котласа».



Комментарии к статье
"Самые лучшие выбрали Север":

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем

Фото Котласа