ВЕТЕРАНЫ СЕВЕРНОЙ

Автор:
Кавалер трёх орденов Борис Алексеевич Никандров начинал работать в депо Котлас учеником токаря. Было это в далеком 1947 году. А уже через несколько лет стал бригадиром заготовительного цеха. Деревообделочные, кузнечные, слесарные и сварочные работы по ремонту вагонов более тридцати лет производились под его руководством.

Борис Алексеевич – кавалер трех орденов. Два из них боевые: Красной Звезды и Отечественной войны II степени. Среди трудовых наград – орден Октябрьской Революции. Вместе с орденами в семейном архиве Никандрова – 14 медалей, и за каждой из них годы трудовой жизни.
 
Лауреат Государственной премии
Первое депо, в котором довелось работать Николаю Александровичу Савину кочегаром на паровозе, находилось на станции Пинюг. Затем было ФЗО в Кирове и распределение в Сольвычегодск. Сюда он приехал уже помощником, а через несколько лет стал машинистом. Работать довелось на всех видах паровозов и тепловозов: «овечках», «щуках», «эшках», «эрках», «элках» и современных ЛВ.
Последний паровоз, который пришлось водить Николаю Александровичу, был не простой машиной. Его прислали с Московской железной дороги, как эстафету передавая из рук Героя Социалистического Труда Блаженова (паровоз так и называли – блаженовский).
Можно улыбнуться социалистическим традициям, но тогда они немало значили для людей, поднимая тот самый энтузиазм, ставший сегодня объектом шуток. Вот и Николай Александрович тоже установил личный трудовой рекорд, правда, работая уже на тепловозе. В 1976 году он стал лауреатом Государственной премии за экономию топлива и электроэнергии. Его опыт передавали всей сети железных дорог. Целый месяц Савина в поездках сопровождал специальный вагон со специалистами, составлявшими режимную карту, чтобы разобраться, как удается машинисту настолько снижать затраты. Полвека отдал «железке» Николай Александрович, не случайно удостоен он звания «Почетный железнодорожник».
 
от ученика до мастера
Григория Алексеевича Копосова в депо Котлас помнят как мастера электроцеха.
Начинал он работать учеником слесаря с восьмилетним образованием. Будучи уже бригадиром, Григорий Алексеевич поступил в Ухтинский железнодорожный техникум на специальность «Энергохозяйство и энергоснабжение». Приходилось наверстывать украденные войной годы.
О его боевом прошлом товарищи по работе и сегодня говорят с особым уважением. Еще бы, Курская дуга, Западный фронт, освобождение Румынии, Венгрии, Болгарии, Югославии и Австрии на Третьем Украинском. Среди боевых наград Григория Алексеевича – майора в отставке – редкий в наших краях болгарский орден «За мужество». Эту награду он получил из рук командующего Первой Болгарской Армией. Советское командование отметило его боевые заслуги орденами Красной Звезды и Отечественной войны I степени.
 
болел и душой за дело
После демобилизации в 1952 году Николай Григорьевич Бурдаев пришел в вагонное депо Котлас. Здесь ему предложили работу поездного электрика. У парня было соответствующее образование, полученное, правда, в Лимендском речном ремесленном училище, и опыт работы по специальности в речпорту.
Через некоторое время его перевели учеником слесаря, а затем направили в Столбцовскую механическую школу. После ее окончания Николай Григорьевич несколько лет сопровождал грузовые и сборные поезда в качестве вагонного мастера. Заканчивал Бурдаев свою трудовую деятельность старшим осмотрщиком вагонного парка.
Николай Григорьевич прекрасно знал весь механизм работы вагонного парка, каждую операцию. Именно его при необходимости оставлял на своем месте начальник пункта технического обслуживания. Кроме того, Бурдаев всегда был в центре общественной жизни – сначала в комитете комсомола, горкоме партии, затем в цеховом профсоюзном комитете. Все это было работой на общественных началах.
В те годы, вспоминает Николай Григорьевич, многое отличалось от сегодняшних дней. То ли люди были иными, то ли само время диктовало свои законы. Сегодня заброшено многое из того, что было создано трудом его поколения, и это волей-неволей добавляет ветеранам седин.
 
Теперь Васениных семеро
Семену Ивановичу Васенину едва исполнилось четырнадцать, когда военкомат направил его на фабрично-заводское обучение. Было это в грозовом 1944 году, когда не приходилось выбирать дорогу – по призыву Родины шли туда, где были нужнее. В паровозном депо Черемуха (а называлось оно тогда вагоноремонтным пунктом) слесарь Семен Васенин появился пятнадцатилетним.
Сорок два года проработал Семен Иванович в этом коллективе, с тем только уточнением, что через некоторое время депо перебазировалось на станцию Сольвычегодск. Ни разу не пришлось пожалеть за эти годы, что в юности кто-то распорядился его судьбой именно так. Васенин от души полюбил технику, вжился в распорядок «железки», стал надежным звеном особого коллектива ремонтников. Последние 24 года перед выходом на пенсию Семен Иванович был уже мастером первого класса по ремонту тепловозов.
На дороге не смогут забыть почетного железнодорожника Васенина. Оба его сына и четверо из пяти внуков теперь работают здесь.
 
Хлопоты продолжаются
Среди экспонатов музея славы ДОП-6 есть фотография комплексной бригады, ставшей победительницей Всесоюзного социалистического соревнования в 1987 году. Этот снимок вместе с документами, подтверждающими трудовые победы коллектива, был помещен на стенде ВДНХ (сегодняшняя молодежь, возможно, даже не знает, как расшифровывается эта аббревиатура – выставка достижений народного хозяйства).
Один из запечатленных на этом снимке людей – Леонид Николаевич Петухов. Он был тогда фрезеровщиком. А вот орден Трудового Красного Знамени – его личная заслуга. В числе его наград также орден Отечественной войны и медаль «За отвагу». Леонид Николаевич был участником боев за Ригу, одним из тех, кто разгромил Квантунскую армию в Манчжурии.
Леонид Николаевич и сегодня продолжает трудиться – на общественных началах. Он – заместитель председателя совета ветеранов ДОП-6 по работе с военнослужащими, а это, поверьте, дело хлопотное. Не случайно Петухову присвоено звание почетного ветерана Северной железной дороги.
Вера СЛАВСКАЯ.



Комментарии к статье
"ВЕТЕРАНЫ СЕВЕРНОЙ":

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем