Турфирма добровольно деньги за путёвку возвращать отказалась

Автор:
Светлана АНТРОПОВА

Более 20 тысяч рублей высудила котлашанка Оксана Смольянинова у туристического агентства «Транстур». Из-за неожиданной болезни ребенка она отказалась от путевки в Анапу за две недели до выезда. Оксана была уверена, что, аннулировав заказ, руководители агентства вернут ей деньги. Но так и не дождалась этого. Посоветовавшись с юристами, она обратилась в суд и выиграла дело.

В конце прошлого лета Оксана вместе с 4-летней дочкой Анечкой и своими знакомыми решила отдохнуть в пансионате в Анапе. Знакомые купили путевку в одном агентстве, а Оксана – в другом, которое было ближе к ее дому.
– У меня создалось впечатление, что девушка, с которой я общалась в агентстве (позже оказалось, что это генеральный директор), не заинтересована во мне как в клиенте, – рассказывает Оксана. – Она не дала мне никакой консультации, просто назвала стоимость поездки. И все! Если честно, я даже не знала, что нужно спросить: в агентство я обращалась в первый раз.
Оксана призналась, что ее дочка Анечка очень ждала поездку к морю. Там она еще не была ни разу. В пансионате мама с дочкой собирались отдохнуть с 19 сентября по 2 октября. Но через неделю после того, как Оксана купила путевку, Анюта заболела. Мама подумала, что турагентство вернет им деньги и они еще успеют куда-нибудь съездить. Например, в Египет. Тем более что загранпаспорт был.
– У Ани была скарлатина, – рассказывает Оксана. – Я сразу пришла к хозяйке агентства Акишиной, а она объяснила, что деньги, уплаченные за путевку, мне не вернут, и это указано в договоре.
В договоре, подписанном с «Транстуром», Оксана действительно увидела пункт о взыскании 100-процентной неустойки от стоимости услуг в случае, если клиент откажется от туристической поездки менее чем за 17 суток до выезда.
– Я сразу поняла, что договор составлен не в соответствии с законом, – говорит Оксана. – Обратилась в Роспотребнадзор. Мне сначала составили претензию к агентству «Транстур», но там на нее не ответили. Позже я обратилась к адвокату Алексею Баеву и подала заявление в суд. Если честно, думала, что мне вернут деньги без судебного разбирательства, ведь речь шла о небольших средствах.
В феврале мировой суд вынес решение. Он обязал взыскать с «Транстура» в пользу Оксаны Смольяниновой 20 тысяч рублей, уплаченные за туристические услуги, судебные расходы в сумме 3 тысяч рублей и компенсацию морального вреда в размере 500 рублей. Кроме того, было решено взыскать с агентства «Транстур» штраф в размере почти 12 тысяч рублей в доход местного бюджета. Несмотря на то что суд состоялся в феврале, деньги Оксана получила лишь неделю назад.
Случай с Оксаной Смольяниновой в «Транстуре» помнят хорошо. Там пояснили, что такие ситуации происходят редко. По словам менеджера агентства по туризму Ирины Балиной, договоры, в которых предусмотрен 100-процентный штраф с клиента, расторгнувшего договор, им высылают туроператоры.
– Аннуляция тура нашим агентством была произведена в день обращения туристки, о чем мы письменно уведомили туроператора, которому уже были перечислены деньги, – комментирует Ирина Балина. – Но в связи с высоким сезоном продаж деньги за аннулированный турпакет тур-оператор перечислил лишь по требованию суда. Они сразу были переведены на счет Оксаны Смольяниновой. Приносим извинения туристке за причиненные неудобства.
В этом году Оксана с дочкой опять собираются съездить к морю. Место отдыха они пока не выбрали.
– Скорее всего, мы поедем в сентябре, – говорит Оксана. – Я поняла: с ребенком что-то планировать опасно. Но точно знаю, что обращаться в «Транстур» больше не буду. Там передо мной даже не извинились.

Ольга ПОДОЛЯН, специалист-эксперт ТОУ Роспотребнадзора по Архангельской области в Котласе, Котласском, Верхнетоемском и Красноборском районах:
– В соответствии с пунктом 20 Правил оказания услуг по реализации туристического продукта, утвержденных постановлением правительства РФ № 452 от 18 июля 2007 года, каждая из сторон договора о реализации туристического продукта вправе потребовать его изменения или расторжения в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении этого договора.
К существенным изменениям обстоятельств относятся: ухудшение условий путешествия, указанных в договоре о реализации туристического продукта и туристской путевке, изменение сроков совершения путешествия, непредвиденный рост транспортных тарифов, невозможность совершения потребителем поездки по не зависящим от него обстоятельствам (болезнь потребителя, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).
Согласно статье 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 7 февраля 1992 года, потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Статья 16 того же закона предусматривает, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. То есть клиенты вправе обратиться к турагентству (туроператору) за возвратом уплаченной денежной суммы, за вычетом фактически понесенных расходов турагента (туроператора) и убытков, предусмотренных Гражданским кодексом РФ.



Комментарии к статье
"Турфирма добровольно деньги за путёвку возвращать отказалась":

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем