Раньше нерадивых продавцов закидывали яйцами

Автор:
Елена ЛАРЕВА

15 марта отмечается Международный день прав потребителя. Покупатели нуж­дались в защите всегда, поэтому практически во всех сводах законов с древнейших времен присутствовали нормы, защищающие интересы граждан как потребителей.

Первым примером такого рода могут служить законы Хаммурапи – царя, правившего Вавилоном в XVIII веке до нашей эры. Так, законы Хаммурапи регулировали отношения кредита, качество товаров и услуг и ответственность за продажу некачественных товаров, ценообразование. В Сред­­ние века процесс купли-продажи регулировался городскими властями во многих странах. Например, в Австрии в XV веке продавец прокисшего молока в наказание должен был все его выпить, а во Франции в XVI веке покупатели, которые приобрели протухшие яйца, имели право закидать ими продавца, торгующего этим некачественным товаром. В Нормандии в XIV веке для обеспечения конкуренции продавцу и покупателю запрещено было перешептываться, изъясняться знаками, обмениваться чужеземными словами и намеками. Во многих странах существовали рыночные инспектора. В Древнем Китае такую должность одно время занимал великий философ Конфуций.
С развитием технологий и расширением рынка непрофессионализм потребителя стал намного заметнее, ведь одно дело – выбирать сукно, а другое – автомобиль. По­этому требовалось законодательно закрепить некоторые права потребителей и ответственность за их нарушение. В 1962 году президент США Джон Кеннеди впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и выделил четыре основные права потребителя: право на безопасность, на информацию, на выбор и право быть выслушанным. Всемирная организация союзов потребителей добавила еще четыре пункта – право на удовлетворение основных нужд, на возмещение, на потребительское образование и на здоровую окружающую среду.
Впервые Всемирный день потребителя отмечался 15 марта 1983 года. Россия присоединилась к этому движению в 1992 году, когда был принят закон «О защите прав потребителей». С тех пор наши граждане учатся реализовывать свои права.

Лариса ЛОБАНОВА
ведущий специалист отдела торговли и защиты прав потребителей

Горожане стали грамотнее в выборе покупок. Многие из них знают свои потребительские права, защищают их. В 2007 году в наш отдел поступило 1526 устных обращений по поводу некачественных товаров. Было составлено 403 письменные претензии, в суд подано 56 исковых заявлений. Самыми распрос­траненными являются жалобы на некачественные сотовые телефоны.


Наталья СОММЕР
продавец
Некачественный товар мне не попадался. Я сама продавец, поэтому знаю, где и что надо покупать, на что обращать внимание в первую очередь.

Александр ИВАНОВ
преподаватель медучилища
Думаю, что наши люди научились грамотно делать покупки. Как и многим, мне попадались некачественные товары. В основном это продукты. Продавцы их обменивали без вопросов.

Дмитрий ДУДНИКОВ
помощник машиниста
Свои права как потребителя я знаю. Однажды приобрел в магазине некачественные диски. Чек сохранил. Так что мне их обменяли на другие.

Анастасия ШЕКУРОВА
кассир
Продукты некачественные часто попадаются, но продавцы их обменивают без вопросов. Дорогую бытовую технику выбираю тщательно, ни на какие скидки внимание не обращаю.

Алексей КОВКОВ
музыкант
Однажды купил протухшие рыбные консервы. Чтобы другие покупатели не пострадали, сходил в магазин, сказал. Эту партию консервов с реализации сняли.

Юрий КУДРЯШОВ
начальник цеха
Почему-то часто попадается некачественная обувь. Но обменивать не хожу. Покупаю другую. Просто в тот магазин, где приобрел некачественный товар, больше не хожу.



Комментарии к статье
"Раньше нерадивых продавцов закидывали яйцами":

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем