ВОЖЕ – МЕЧТА РЫБОЛОВА ПЕЧЕНГСКИЙ ХИЛТОН

Автор:
Воже – озеро на границе Архангельской и Вологодской областей с островом Спас посредине. В радостном предчувствии вздрагивает сердце рыбака при его упоминании. Однажды трое друзей – Николай, Владимир и Виктор – собрались туда на закрытие зимнего сезона, за судаком.
Не один год зрела их мечта побывать там, но то работа рыбалке мешала, то лед раньше времени сходил. И вот после множества неурядиц в середине апреля удалось утрясти все дела и отправиться в увлекательное путешествие. Из всей троицы на Воже бывал только Витя, но очень давно. Его «жигуленок» загрузили до отказа – и в путь. Добираться до места решили со стороны Чаронды. Окрестности озера пестрят былинными названиями: Печенга, Чарозеро и деревня Козловка. По слухам, дорога там хорошая до самого берега.
Темнело. Подъехали туда, где должна быть отворотка к озеру. Решили в неизвестность не соваться, а заночевать в деревне. На постой пустила молодая девица, проживающая с престарелой бабушкой и маленьким ребенком. Попросила по сто рублей с человека за спальное место на полу. Узнав про цену, Володя прозвал избу отелем «Печенгский Хилтон». Хозяйка предложила для сугреву «Максимку», которым потихоньку приторговывала, но друзья отказались. Стали выспрашивать, как добраться до Воже. Оказалось, что до озера еще семь километров, но на машине не проехать. Неподалеку живет мужик Василий, он может отвезти на лошади.
Утром нашли Василия, перегрузили имущество на сани и тронулись. Стоял тот самый период весенней распутицы, когда зимняя дорога «провалилась», а летней еще не было. По пути попадались брошенные машины, которые так и не смогли добраться до места. Наконец лес расступился, впереди раскинулась необъятная ширь озера. Василий, получив свои сто пятьдесят, развернулся и уехал. Путешественники стали осматриваться... Рыбаков на льду не видно. Что бы это значило?
 
Невезуха
Палатку решили поставить на лед в месте лова, чтобы, лежа прямо в ней, таскать судаков из лунки. Двинулись в выбранном направлении. Впереди, держась за веревку, с волокушей шли Володя с Витей. Позади с лямкой через плечо, как бурлак на известной картине, таща самолетный лыжонок, вышагивал могучий Николай. Показалась палатка. не одни они такие умные. Когда караван проходил мимо, оттуда выползли двое молодых людей. Ребята оказались земляками (они были из Коряжмы), а жили здесь уже несколько дней. Не клюет! Это сообщение не огорчило и ничуть не расстроило путешественников. Решили дождаться клева. Еще целая неделя впереди!
Немного передохнув, установили палатку. Николай определил местоположение их базы: до берега – 7 километров 800 метров, до балкона Колиного дома, что по улице Маяковского, – 428 километров 400 метров. Закончив хоздела и забыв про усталость, все трое принялись сверлить лед.
Мормышка, червяк, повизгивание крутящейся катушки, подбор глубины – и кивок замер над водой. В том же темпе Коля и Володя запалили «Приму» – это сигареты такие рыбацкие. Некурящий Витя заявил, что первое опускание мормышки в новом водоеме по эмоциональному воздействию равносильно кружке пива утром после «вчерашнего». Полные радостных предчувствий, друзья затихли: вот сейчас должно дернуть, отогнуть кивок – и начнется клев. Ведь они не где-нибудь, а на легендарном озере Воже. Но ничего подобного не произошло ни сразу, ни через час, ни в этой лунке, ни в другой. К вечеру улов на всю компанию составил три ершика.
 
Рыбацкое счастье
Утром третьего дня друзья проснулись от шума моторов. Мимо проехали две «Нивы» и остановились невдалеке. Приятели позавидовали такому способу передвижения, вспомнив, как сами волокли поклажу. подогрели остатки вчерашнего супа, попрятали припасы и пакеты с пойманной рыбешкой под палатку и вновь принялись за старое – лунки сверлить. Сегодня решили поставить несколько жерлиц, крюков по-местному. Встала проблема, как поймать живцов. Вечером заметили, что соседи-рыбаки замерли без движения на линии горизонта на фоне заходящего солнца. Или собираются там ночевать, или клюет. Утром все внимание на них. В бинокль видно, что сидят в рыбацких позах. Через час картина не меняется. Быстренько собрали пожитки и двинулись в клевое место.
Вскоре уже здоровались с коллегами. У тех клевало хорошо – показали по полному ящику рыбы. Увидев такое, наши ребята сразу схватились за буры. Технология прежняя: мормышку в лунку – и в карман за сигаретами. Но Володя закурить не успел. Кивок приподнялся, затем спокойно и плавно наклонился вниз. Кончик удочки, стоящей на подпорке, пошел к воде. Вова, уронив сигареты, успел поймать удочку. Подсечка не потребовалась. В глубине крупная рыбина натягивала леску. Он немного приподнял удочку над лункой. Тащить сильнее было нельзя: могла не выдержать снасть. Руку снова потянуло вниз. Володя опустил удочку. Вот кивок почти коснулся воды... Еще одно усилие – и леска лопнет. Или рыба сдастся. Такое состояние длилось всего мгновение. Кивок чуть отодвинулся от воды. Чувствовалось, что рыба идет вверх. Только из-за одной такой поклевки можно просидеть пару дней. Вот оно, рыбацкое счастье! Осторожно перебирая леску, Володя подтащил рыбу к поверхности, ухватил ее рукой и вытащил на лед. Красавец-лещ. На кило, не меньше! Можно и закурить.
Клев продолжался еще пару часов. Попадались лещ, крупная сорога, окунь. Некоторых окуней можно было отнести к разряду «лапти». В среднем на каждого получилось килограммов по пять улова. К вечеру поставили палатку, сготовили ужин, а заодно и завтрак, улеглись спать на новом месте. Может, сон какой вещий приснится. Но их не было, только клацанье зубами от холода. Как это Папанин на льдине на Северном полюсе так долго жил?
 
Серые разбойницы
Утром покрутились по старым местам – никакого успеха. Во второй половине дня Коля с Володей пошли в одну сторону, Витя – в другую. Ничего не поймав, Виктор вернулся к палатке первым. Картина, представившаяся ему, была ужасной. Вороны! Повсюду валялись рыбьи кости, посуда. Ветер шелестел разодранными пакетами. Крышка от чайника нашлась метрах в пятидесяти. Хищницы позарились даже на пакет с квашеной капустой. Создалось впечатление, что серые разбойницы приподнимали палатку и двигали волокушу. Нетронутыми остались только хлеб, картошка, лежавшие в палатке, банки с тушенкой и пропахший бензином примус. Ни одной рыбины не осталось. Вскоре вернулись Коля с Вовой. Оценив последствия разора, принялись ругать ворон. Больше всех Володя, потому что теперь нельзя привезти и показать леща-рекордсмена. Николая возмутил сам факт разграбления. Происшествие, позорящее настоящих рыбаков, огласке решили не предавать.
 
Легенда озера Воже
Прошла еще пара дней. Вова с Колей уходили куда-то за горизонт в поисках рыбы, Витя оставался в районе палатки. Немного клевало, но для души ничего не было. Решили возвращаться. На следующий день, шлепая чунями по воде и снегу, Виктор добрался до берега. Устал – не то слово. Дорога кое-где протаяла до земли, в колеях стояла вода. На последних километрах раз десять останавливался для отдыха. Когда он сбросил рюкзак у машины, то чуть не зарыдал при виде цивилизации. Съездив в магазин за едой, устроился ночевать в машине.
На другой день со второй попытки Виктор пробрался на берег. Там неожиданно встретил соседа по гаражу, который приехал вообще один, и двух рыбаков с Виледи. Развели с земляками костер, поговорили. Присоединился местный, пришлось и его угостить. Он рассказал, что летом на лодке возит туристов на остров. Когда-то там был монастырь. Связанная с ним легенда гласит: «Один монах завел роман с девицей из соседней деревни. По ночам он по каменной гряде, которая под водой тянется от острова к берегу, похаживал к ней в гости. Господу надоело смотреть на греховодника и он однажды порывом ветра загасил фонарь монаха, когда тот был на средине озера. Найти дорогу влюбленный не смог и, понятное дело, утонул».
Выпили за любовь. Витя про монастырь ничего не знал, но церковь на острове еще помнил. Только спалили ее не так давно какие-то любители отдыха на природе. У костра просидели до полуночи.
Через день вернулись Николай с Володей. Они после ухода Виктора, как говорится, оторвались по полной. Вдвоем наловили почти три ведра – достойное завершение рыбалки. Витя помог им выбраться на берег, заварил чай. Наконец все погрузили в машину и помчались в далекий Котлас.
В. ВИЛЕЖАНЯ.



Комментарии к статье
"ВОЖЕ – МЕЧТА РЫБОЛОВА ПЕЧЕНГСКИЙ ХИЛТОН":

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем

Фото Котласа