Топоним «Котлас» стал ещё старше

Автор: Александр ХРУСТАЛЕВ, член Союза краеведов России
Топоним «Котлас» стал ещё старшеВзгляды на историю нашего города в отзывах историков Котласа, Архангельска, Вологды, Сыктывкара, Великого Устюга на прошедшем 10 октября заседании комиссии, прямо скажем, были неоднозначными. А решение – «простым»: ищите новые документы-доказательства.

Как бы то ни было, но отрицать тот факт, что Стефан Пермский именно с того места, где сейчас расположен город Котлас, начал проповедовать христианство – бессмысленно, так как это подтверждено документально и описано в «Житие Стефана Пермского» Епифанием Премудрым «…Всякому же, хотящему шествовати в Перьмскую землю, удобезенъ путь есть от града от Устьюга рекою Вычегдою вверхъ…»
Да, Епифаний не указывает конкретного названия «Котлас». Не мог Стефан оставить и протокол заседания о количественном составе новокрещенных зырян. Естественно, все это сохранилось лишь в сказаниях и преданиях о жизни и трудах святителя Стефана епископа Пермского, описанных
А. Соскиным, В. Ключевским, Е. Поповым в XVIII–XX веках, подтверждающих, что первое зырянское селение, которое встретилось Стефану Пермскому и откуда он начал проповедническую деятельность, был именно Котлас.
А вообще-то следует напомнить, что летоисчисление и дата основания города – это две совершенно разные вещи. Москва, Великий Устюг, Вологда как города сформировались гораздо позднее, но тем не менее свое летоисчисление они ведут с 1147 года и гордятся этим. Действительно, именно 4 апреля этого года в небольшой крепости, затерянной в труднопроходимых лесах, состоялась встреча суздальского князя Юрия Долгорукого с северским князем Святославом Ольговичем. Именно его, как свидетельствует летопись, пригласил князь Юрий на встречу в Москву: «И шед Святослав и взя люди голядь верх Поротве. И тако ополонишася дружина Святославля, и прислав Гюргии рече: приди ко мне брате в Москов».
Появление названия населенного пункта Котлас связано с именем реки Котлас, которая носила это имя задолго до появления поселения. «Владенная память 1697 года 31 августа с розыскного вершенного дела Архангельского монастыря архимандриту Иосифу с братиею на десятинныя земли деревни их Антоновской, да на новоприсыпной оброчной песок». В данной памяти упоминается речка Котлас: «…А межа той деревне от водочерпа по речке Нимянде, до зимней большия дороги, до звоза, и по зимней дороге пеперек с нижнего конца, в Котлас-речку, и вверх по Котласу до Черной руды… К сей вкладной памяти стольник и воевода Иван Иванович Колычев печать свою приложил».
Кем дано название и что оно означает, точно неизвестно. Многие русские города получили свои имена от названий рек, на которых были выстроены. При этом обычно имена рек впоследствии во избежание омонимии приобретали уменьшительную форму. Так, скажем, река Коломна стала Коломенкой, река Котлас – Котлашанкой.
Работая в фондах Великоустюгского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника с актами Великоустюжского Михаило-Архангельского монастыря, изданными преподавателем Великоустюжского духовного училища, статским советником Вениамином Петровичем Шляпиным в 1912–13 годах, я обнаружил документ «Купчая 1615 года 4 марта Панкратия Тимофеева Рокитина на продажу им Василью Васильеву Онтоновых трети деревни Макаровского починка на Нимянде… Купчую писал на Кодлас церковной диачек Первуша Петров лета 1615 году марта 8 день».
Данный документ еще дальше отодвигает вглубь веков упоминания о Котласе. Ранее считались древнейшими документами «Уговорная память Жданко Соломата» (датируемая 1617–1625 годами) и писцовая книга Устюжского уезда дьяка Никиты Вышеславцева (датируемая 1623–1625 годами).
Прямо скажем, что документов, датируемых XIV веком, в архивах страны единицы. Но несмотря на это, поиск продолжается.



Комментарии к статье
"Топоним «Котлас» стал ещё старше":

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Я считаю, что работа по установлению истинной истории Котласа это очень важная и исторически необходимая работа, жители нашего края должны знать и гордиться своей историей, уже не раз Русских людей сознательно вводили в заблуждение намеренно каверкая и изменяя исторические факты, и делалось это в первую очередь теми, кто напрямую заинтересован в том, что бы Мы были "Иванами не помнящими своего родства", своей культуры и наследия предков, считая себя рабами обстоятельств и других народов, далеко ходить не надо - кому то было выгодно придумать миф о Монголо-Татарском иге и втюхали с "манной кашей" в сознание Русского народа, рассуждая "со своей колокольни" искажение сведений в историческом наследии нашего Родного Котласа, в свою очередь т.ж. кому то выгодно, и эти люди сделают все что бы все осталось на своих местах, но пока есть люди готовые и способные противопоставить этому свои железные аргументы, а среди толпы всегда найдутся честные и бескорыстные, ни крупинке истории не пропасть и Вера Русского Севера будет крепнуть!!!!!