Как брусника помогла газифицировать Котлас

Автор:
Георгий ЕЛСАКОВ

Последним большим делом, которое удалось осуществить на должности председателя горисполкома, считаю газификацию города. Уже 35 лет Котлас пользуется природным газом. Как это получилось?

Газификация проходила по мере строительства магистрального газопровода «Северное сияние». В начале 1970 года для строительства газоотвода на КЦБК по требованию Министер­ства целлюлозно-бумажной промышленности в Котлас приехали проектировщики этой газовой трассы. Они обратились ко мне с вопросами о размещении рабо­­-чих и оборудования. «Мы вам поможем, а вы поможете нам» – такой серьезный разговор состоялся.
Осенью в Котлас прилетели председатель Гос­плана СССР Николай Константинович Байбаков и министр газовой промышленности Вадим Василь­евич Кортунов. Я с ними как сопровождающий поехал в Коряжму. Там они провели совещание, а вечером в банкетном зале гостиницы состоялся ужин. На десерт перед москвичами по­ставили большие стеклянные миски, наполненные брусникой с сахаром. Кортунов потянулся за брусникой здоровой ложкой. Ест и нахваливает. А рядом сидел начальник Котласского газОРСа. Он и спрашивает: «Вам, Вадим Василь­евич, понравилась такая ягода?» Тот в ответ обрадованно закивал. Начальник газОРСа тут же велел своему помощнику взять восемь трехлитровых банок и быстрехонько доставить их на министерский самолет.
Услышав это, Кортунов громко заявил: «Коряжемцы, что вам могу пообещать... Чтобы ваши углярки (угольные котельные) не топились углем, я вам дам газ. Поселок Коряжму обеспечу газом. В квартирах у вас тоже будет газ». «Ну и Котласу», – подхватил я. А он сидел напротив меня и, бросив испепеляющий взгляд, как отрезал: «Котласу не будет». Байбаков рядом сидел и при этих словах возмутился: «Ты что несешь! Тебя котлашане угощают, а ты газ не дашь? Дать надо!» Кортунов решил не скандалить и добавил: «Ну ладно, решим».
Я за это зацепился и через несколько дней позвонил в Архангельск председателю облисполкома Константину Константиновичу Кострову. Секретарь ответила, что он в Москве. А у нас там как раз совещание должно было состояться.
...Нашел я Кострова в Москве и сказал: «Константин Константинович, вот был недавно у нас Корту­­­-нов, обещал Котласу дать газ. Пойдемте вместе в Министерство газовой промышленности: может быть, и Архангельск получит газ». А он отвечает: «Тебе надо – ты и иди, а мы сами потом решим».
Ну сами так сами. Пришел в Министерство газовой промышленности. Но оказалось, что Кортунов с Косыгиным улетели в Тюмень и вернутся через неделю, а то и позже. «Да вы не волнуйтесь, – говорит секретарь. – Сейчас придет его первый заместитель – Со-рокин Юрий Николаевич. Я доложу, и вы пройдете».
Я вышел в коридор, чтобы посмотреть на стендах фотоснимки газовых новостроек, что велись по всему Советскому Союзу. Мимо меня прошел здоровый такой мужчина. Я подождал минут пять, потом зашел, поздоровался. А он мне: «Здравствуйте! Вы из Котласа?» Отвечаю: «Да». Он продолжает: «Как там Котлас живет?» Я говорю, что, мол, принял газовиков, освободил им помещение под контору, гаражи на Почтовом. Он нажимает кнопку телефона: «Зовите ко мне Григорианца» (это начальник планово-экономического управления).
Григорианц появился буквально через минуту. «Вот, – говорит Сорокин, – надо помочь». А Григорианц отвечает: «Юрий Николаевич, как я могу помочь, если вы знаете указание товарища Косыгина: от этой нитки газопровода только на запад, никаким городам по пути газ не давать!» «Кстати, о Коряжме ни слова тут не сказано, – перебил его Сорокин. – Если так решил министр, это его дело. Вот товарищ из Котласа рассказал, какую помощь оказал нашим газовикам. Кто бы им еще оказал такой прием?» А Григорианц будто не слышит – твердит свое: «Не давать газ никому». «Ну хорошо, – говорю я. – У нас будет такое же отношение к вашим». Услышав мои слова, Сорокин громко произнес: «Еще раз прошу вас записать: «Дать газ».
Затем Григорианц спросил меня: «А сколько у вас разводящих сетей?» «Километров уже около восьмидесяти», – ответил я не моргнув глазом. «Тогда вам газ, конечно, дать надо», – заключил он и вышел из кабинета. Минут через пять вернулся с титульным списком. На нем написано: «Котлас – проектно-изыскательские работы – 0,2 тыс. рублей». Выходит, на газификацию Котласа Москва выделила лишь 200 рублей. Я хватаю документ и благодарю: «Спасибо большое!»
Сейчас уже можно сказать, что в министерском кабинете я тогда соврал: ни одного метра разводящих сетей в Котласе не было. Зато мы это дело быстрехонько закрутили. Газоотвод дали и подключение осуществили в короткие сроки. После этого стали газифицировать Котлас.
Вот уже 35 лет Котлас с газом, а Архангельск до сих пор его не имеет. На Архангельск планировалось тянуть три нитки: одну – от Нюксеницы, вторую – от Приводино вдоль Северной Двины, третью – через Микунь и Карпогоры. Все это в условиях стабильной советской экономики можно было осуществить в относительно короткие сроки.
Записал научный сотрудник Котласского
краеведческого музея Дмитрий ГОРЫНЦЕВ.



Комментарии к статье
"Как брусника помогла газифицировать Котлас":

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем