Генерал голубых дорог Севера

Автор:
Дмитрий ГОРЫНЦЕВ
научный сотрудник
Котласского краеведческого музея

О славных работниках водных магистралей Севера раньше писали постоянно, а теперь вспоминают только в их профессиональный праздник. Из прославленных речников котласской округи обычно упоминают Зосиму Шашкова. А ведь сколько еще людей связало свою жизнь с рекой!

В послевоенные годы Северное речное пароходство возглавлял Зосима Константинович Моданов. Этот человек немало сделал для развития водного транспорта на Севере.
Родился Зосима Моданов 26 марта 1905 года в деревне Уткино Андреев-ского общества Метлинской волости Сольвычегодского уезда. Семья Модановых была большая. Средств на жизнь зачастую не хватало. Мать занималась крестьянским хозяйством. Отец работал грузчиком. В семилетнем возрасте Зосима поступил в Андреевскую начальную земскую школу. По окончании второго класса, весной 1914 года, отец пристроил сына батраком к местным кулакам. За свою работу в течение четырех месяцев Зосима получил пять рублей деньгами и четыре аршина сатина на рубашку.
Когда началась Первая мировая война, отец был призван в армию. Зосима стал совмещать учебу с помощью матери по хозяйству. После окончания школы, зимой 1918 года, поступил разнорабочим в затон Тулубьево. Занимался уборкой снега с барж и пароходов, чистил котлы, конопатил суда. Благодаря сотрудничеству с местными комсомольцами вступил в ряды РКСМ и профсоюз водников. После Гражданской войны стал работать курьером при Сольвычегодском казначействе, а затем возглавил политпросвет Андреевского волисполкома. Основная его задача заключалась в ликвидации неграмотности населения. Кроме этого, комсомольцы регулярно ставили спектакли на революционные и атеистические темы.
В 1921 году Моданов вернулся на речной транспорт. Первое время трудился переписчиком и конторщиком в отделе охраны труда и финансовом. Затем его перевели приказчиком по приемке грузов на пристани. Летом 1922 года Зосима Константинович по-ступил в водный техникум в Великом Устюге. Там он учился четыре года. Учебный год длился 4–5 месяцев. Остальное время приходилось работать на штатных должностях в судовых командах на разных грузовых и пассажирских пароходах. Сначала ходил матросом на буксирах «Сатурн» и «Ока», а в навигацию 1926 года был уже штурвальным на пароходе «Ломоносов» и штурманом на самом комфортабельном по тем временам пароходе «Гоголь».
По завершении навигации 1927 года Зосима Константинович вступил в партию и по направлению местной партячейки был направлен в затон Тулубьево заведовать клубом (временно), а весной 1928 года стал уполномоченным Северо-Двинского продрайкомвода по котласской пристани.
В 1929 году Северо-Двинский окружком партии в связи с административными перестановками направил Моданова на лимендский завод секретарем парторганизации. Там же, заслужив доверие заводчан, он был избран членом Котласского райкома ВКП(б). В 1931 году Северный крайком ВКП(б) направил Моданова в Вологду на должность секретаря-организатора и замначальника Вологодского райуправления. Через год бюро Вологодского окркомитета партии предложило ему перейти на партийную работу, определив в Сокольском райкоме ВКП(б) сначала заведующим орготделом, а затем вторым секретарем.
В 1936 году Моданов был назначен председателем Приозерного райисполкома Архангельской области. В феврале 1938-го вернулся на речной транспорт. Первое время исполнял обязанности старшего инженера по обстановке и дноочищению Северного БУП. А 1940 году после окончания Ленинградской академии водного транспорта возглавил Вологодский и Котласский техучасток речных путей.
В сентябре 1944 года Зосима Кон-стантинович вновь был избран членом бюро Котласского горкома партии и работал вторым секретарем горкома. В мае 1945-го Архангельский обком партии назначил его начальником Северного речного пароходства, где он и трудился до июня 1962 года. За высокие показатели по грузовым и пассажирским перевозкам в 1948 году Моданову было присвоено звание генерал-директора речного флота III ранга.
В те годы речной флот занимал серьезные позиции в экономической жизни страны. Незаменима была роль речных судов всех типов. Северное речное пароходство вместе с Северным морским пароходством помогало осваивать природные богатства Севера, защищать рубежи Родины. С сожалением приходится признавать, что сегодня речного флота, по сути, нет.
Мы, как патриоты родного края, просто обязаны восстановить имена тех, кто поднимал Северный речной флот.



Комментарии к статье
"Генерал голубых дорог Севера":

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Хотелось бы знать судьбу Моданова после 1962 года

Хотелось бы знать судьбу Моданова после 1962 года