РАЗВАЛИМ ЛИ МЫ НАШ СОЮЗ?

Автор:
На очередной сессии 10 июня депутаты впервые обозначили свою позицию в вопросе реализации нового Закона – «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В частности, они поддержали инициативу главы МО «Котлас» о целесообразности проведения местного референдума с целью установления границ и статуса территории в рамках нашего муниципального образования.
Хотя решение сессии было предопределено, в зале заседаний чуть не разгорелась дискуссия. И это понятно. Ведь в то время как в других регионах этот вопрос не первый месяц обсуждается специально созданными комиссиями, сформированными с привлечением общественности и прессы, в нашем городе он был скрыт завесой тайны. Разрушить заговор молчания удалось общественному совету Вычегодского, который вышел с предложением превратить поселок в самостоятельное муниципальное образование – городской округ. Тогда же стало известно о плане областной администрации преобразовать согласно вышеупомянутому закону наши населенные пункты в муниципальный район.
К слову, официальной информации о намерениях областной власти на сессии не прозвучало. Юрист администрации лишь перечислил возможные по закону варианты преобразований. Затем депутаты обменялись мнениями, в ходе которых предали анафеме вариант создания муниципального района, который предусматривает наличие не только отдельных органов представительной и исполнительной власти в Котласе и Вычегодском, но и руководящей надстройки, объединяющей эти поселения, также имеющей депутатский корпус, администрацию, главу и бюджет. Депутаты сочли расточительным создание двух дополнительных властных структур. Большинство из них высказались за то, чтобы городской округ был создан на территории нынешнего МО «Котлас» путем объединения границ Котласа и Вычегодского. Учитывая, что такое решение областная власть может принять лишь по инициативе населения, народные избранники и поддержали идею референдума.
Наверное, на этом и можно было закончить отчет о сессии, если бы депутаты в ходе дебатов не высказали в адрес главы упрек в том, что администрация не информирует население о грядущих реформах. Казалось бы, постановление, необходимое для временного (до получения итогов голосования) замораживания проекта создания муниципального района, принято и до объявления референдума можно перевести дух. Но выбранная администрацией тактика выжидания и информационной блокады – вряд ли лучший вариант в период выработки решения, которое на долгие годы определит порядок жизни региона. Именно широкое общественное обсуждение, аргументированный обмен мнениями помогут согражданам сделать осознанный выбор, о котором потом не придется жалеть.
Тем временем в кулуарах сторонников и противников реформирования региона обсуждение идет. Критики возможного отделения Вычегодского сравнивают реформу с развалом СССР и призывают не повторить ошибку. Но они могут наступить на те же грабли, надеясь, что более многочисленное население Котласа в ходе референдума не допустит самостийности поселка. А между тем п. 3 ст. 13 Закона «Об общих принципах…» допускает возможность объединения двух поселений только с согласия каждого из них. То есть за объединение границ должны проголосовать более половины котлашан и более половины вычегодцев. А значит, пути сохранения «союза» нужно искать не с позиции «демографического» превосходства. Анализируя причины центробежных настроений железнодорожников, А. И. Шашурин упрекнул коллег-депутатов в том, что те частенько ущемляли интересы вычегодцев при распределении бюджета, хотя поступлений от предприятий поселка в городской бюджет идет немало. В ответ депутаты припомнили время, когда отделение дороги перекочевало в Архангельск, железнодорожные предприятия потеряли статус юридических лиц и поток налогов сократился… Есть ли гарантия, что эксперименты транспортных монополистов не продолжатся?
Похоже, и меркантильность – плохой советчик в решении проблемы. Ведь уникальность ситуации такова, что если вопрос объединения при голосовании не пройдет, то мы все равно будем… вместе! А при образовании муниципального района из города и поселка вычегодцы даже «выиграют», поскольку в депутатском корпусе муниципального района представителей Котласа и Вычегодского будет поровну, несмотря на значительную разницу в численности населения
(п. 4.1 ст. 35). Однако для получения этой выгоды придется согласно закону строить дорогую властную пирамиду, растрачивая прежний и без того дефицитный бюджет. Выступивший на сессии депутат областного Собрания А. А. Костин отметил, что, скорее всего, законодатель хотел «как лучше» и таким образом стремился максимально приблизить власть к народу, сделав ее более доступной.
Но доступность власти можно обеспечить и путем изменения ее структуры. Боятся вычегодцы снизить высокое звание поселка до статуса городского микрорайона? Можно возродить там представительный орган или полпредство городского головы. Правда, тогда подобных преобразований потребуют жители Лименды и ДОКа. По сути, это такие же микрорайоны и путь до центра на автобусе отовсюду примерно равный и по времени и по цене. Может быть, в ходе дискуссии родятся и другие варианты устройства власти, главное – найти один, устраивающий всех. И именно эту структуру нужно выносить вторым вопросом референдума, тесно увязав его с «пограничной» темой. Закон это, кстати, предусматривает (п. 5 ст. 34).
Другими словами, пути решения проблемы (если, по общему мнению, создание муниципального округа – это проблема) искать нужно в дискуссиях, переговорах. Ведь именно в спорах рождается истина. А кулуарный шепот лишь раздражает стороны и удаляет их позиции, чего и боятся депутаты, почему и вызывают администрацию на разговор с привлечением самого широкого круга заинтересованных лиц. Только в итоге этой работы появляется реальная возможность сохранить наш союз.
Николай ЗАВАДСКИЙ.



Комментарии к статье
"РАЗВАЛИМ ЛИ МЫ НАШ СОЮЗ?":

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем