БУДУЩЕЕ ПУТЕЙЦЕВ В ОПЫТНЫХ РУКАХ

Автор:
В редакциях отраслевой газеты «Гудок» и дорожной «Северная магистраль» хорошо знают инженера по подготовке кадров Сольвычегодской дистанции пути Виталия Николаевича Юдина. Его фамилия нередко появляется под острыми критическими репликами, рассказами о людях, работающих рядом. Открою небольшой секрет: Виталий Николаевич, уроженец старинного купеческого городка Лальск, что в Кировской области, когда-то всерьез задумывался о поступлении в Литературный институт, так советовали его школьные преподаватели. Но жизнь распорядилась по-своему. После долгих лет работы в разных должностях и рангах Юдин сам стал преподавателем непростой науки обслуживания железнодорожного полотна.
Виталий Николаевич прошагал множество ступенек от простого монтера до начальника отдела пути отделения. Поэтому кому же еще учить уму-разуму сегодняшних молодых людей, решивших связать свою жизнь с железной дорогой?
На его занятиях слушателей не надо призывать к порядку. И дело не только в требовательности. Юдин умеет сделать увлекательным самый сложный процесс обучения. Еще бы, за время работы путейцем накоплено столько опыта, что любую главу технического пособия он может объяснить на невыдуманном примере.
До гениальности просто раскрыл мой собеседник суть работы путейцев:
– Например, старший дорожный мастер (а эта должность тоже есть в послужном списке Юдина – авт.) должен за год не по одному разу ступить на каждую шпалу вверенного ему участка.
Именно к такой ответственности за порученное дело приходится привыкать тем, кто перешагнул порог учебного класса Сольвычегодской дистанции пути. Справедливости ради надо сказать, что далеко не все уходят отсюда на производство. По наблюдениям Виталия Николаевича, примерно 10 процентов отсеиваются, так и не сумев подчинить себя жесткой дисциплине и особому распорядку. Таких здесь даже не пытаются удержать, потому что дорога не терпит безответственности. Не случайно раньше, около полувека назад, ведомство это было военным. К должности через дефис добавлялось воинское звание: инженер-майор… А на форменной одежде, помимо отличительных знаков, железнодорожники носили погоны.
Время внесло свои коррективы. Железнодорожники сняли погоны, но по-прежнему здесь существуют свой устав, форма и дисциплина сродни военной. Последняя стала, пожалуй, даже более жесткой. Иначе нельзя при растущих скоростях и все более мощной технике.
В Правилах технической эксплуатации (а это основной закон железнодорожников) есть пункт, обязывающий всех работников этой отрасли при обнаружении неполадок на пути немедленно принимать соответствующие меры, причем независимо от того, находятся они в этот момент на службе или направляются в гости «к родственникам жены». Вот и Виталию Николаевичу приходилось попадать в такие ситуации. Тем более что большинство дорожных неисправностей он видит издалека. Правда, не любит Юдин вспоминать о своих заслугах без необходимости.
– Он вообще очень скромный человек, – рассказывает председатель профкома подразделения Г. Д. Артемов. – Но в работе на Виталия Николаевича всегда можно было положиться с закрытыми глазами. У него просто неоценимый опыт, потому и поручили Юдину работу с молодежью, фактически с нашим будущим.
И все же специальность, ставшая судьбой, оказалась так далека от юношеских мечтаний. Поэтому, не удержавшись, спросила Виталия Николаевича, не жалеет ли он, что связал свою жизнь с дорогой, почему не попытался что-то изменить, тем более что тяга к литературному творчеству определенно не дает покоя. А он ответил, что убежден: не получится из человека ничего толкового, если тот будет метаться с места на место. А если изучить свое дело до мелочей, оно непременно станет любимым.
Вера СЛАВСКАЯ.



Комментарии к статье
"БУДУЩЕЕ ПУТЕЙЦЕВ В ОПЫТНЫХ РУКАХ":

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем