КОГДА РЯДОМ НАСТАВНИКИ

Автор:
Из поколения в поколение на железнодорожном транспорте совершенствуется наставничество. И это закономерно: без помощи старших высококвалифицированных товарищей новичку трудно осваиваться. Железная дорога (на какой бы должности человек ни работал) требует знаний, четкого соблюдения инструкций, дисциплинированности. Ну а кто лучше наставника поможет приобрести отличные профессиональные навыки, научит премудростям дела?
Наверное, не будет преувеличением, если скажу, что наиболее распространенным является шефство в локомотивных бригадах. Этим людям доверена сложная техника, в рейсе за их плечами тысячи тонн грузов или сотни пассажиров. Нередко в пути возникают различные ситуации, требующие оперативных, грамотных решений. И тут выручат только знания и опыт. А то и другое накапливается с годами. Вот почему работников данной категории необходимо готовить постоянно.
Так случилось, что какое-то время в локомотивном депо Сольвычегодск не принимали на работу помощников машинистов. Сложилась трудная ситуация с обновлением бригад. В связи с удлинением тягового плеча до станции Пинюг Горьковской дороги пришлось в срочном порядке набирать людей и обкатывать новичков на ходу. К тому же обновился и состав машинистов – место ушедших на пенсию заняли начинающие. Все это повлекло за собой трудности с комплектованием локомотивных бригад, поскольку с молодым машинистом должен работать помощник со стажем не менее года, и наоборот, молодой помощник должен стоять в паре с опытным машинистом.
В создавшейся обстановке потребовалось усилить профессиональный отбор среди вновь принятых. Для практической помощи начинающим движенцам их закрепили за опытными машинистами-инструкторами. Однако этого оказалось недостаточно. Новичкам явно не хватало знаний серий тепловозов, эксплуатирующихся в депо, и организации движения поездов на участках обслуживания. Возникла необходимость в курсах повышения квалификации. Учить пришлось без отрыва от производства – более 50 человек в свободное от рейсов время повышали знания.
Естественно, уровень подготовки у всех разный. Да и на занятия регулярно ребята ходить не могли. Мне, ведущему курсы, пришлось использовать различные методы, в том числе и опыт машинистов, с которыми работали зачисленные на курсы. Это было легко, тем более что все наставники, без преувеличения, – мои воспитанники. Они становились мастерами вождения составов именно тогда, когда я работал машинистом-инструктором, а затем заместителем начальника депо по эксплуатации. Жизненный путь, профессиональный рост каждого из них прошли, так сказать, на моих глазах. И могу сказать, что на любого из них можно положиться. Уверен, что с помощью таких, как А. В. Суханов, Ю. А. Локтев, В. А. Уваров, В. К. Медицкий, В. А. Аксенов и другие, молодые люди станут настоящими специалистами.
Недавно встречался с наставниками и их подопечными. Например, В. А. Горский доволен Дмитрием Новоселовым, Н. М. Перминов хорошо отзывается о Денисе Лахтионове. Доброго слова старших товарищей заслужили и другие ребята. И хочется пожелать машинистам и их молодым помощникам, как водится, «зеленой улицы». Вновь скомплектованные локомотивные бригады впереди ждет серьезное испытание – первая зима совместной работы. И за оставшееся время наставникам предстоит научить молодежь передовым методам обслуживания и эксплуатации различных тепловозов и многому другому.
Евгений ЛИЗУНОВ.



Комментарии к статье
"КОГДА РЯДОМ НАСТАВНИКИ":

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем