ЧТОБ ПИРОГИ ВАМ ПЁК ПИРОЖНИК, А САПОГИ ТАЧАЛ САПОЖНИК

Автор:
"Кем быть?" - извечный вопрос выпускника школы. В настоящее время страна переживает настоящий бум высшего образования. Многие получают профессию не по призванию, а потому что она престижна. Разрешить эту ситуацию призвано профильное обучение. Дети должны выбирать будущую специальность согласно своим способностям и желаниям: если ребенок хочет быть слесарем, то адвокат вряд ли из него получится. Примерно к 15 годам школьники начинают определяться с выбором будущей профессии. Многие социологические исследования (по данным журнала "Вестник образования") говорят о том, что более семидесяти процентов старшеклассников отдают предпочтение тому, чтобы "знать основы общеобразовательных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться". Иначе говоря, будущие выпускники выбирают обучение, направленное на определенную профессию. Девять школ Архангельской области участвуют в федеральном эксперименте по профильному обучению. Котлас не является экспериментальной площадкой. Несмотря на это, и у нас есть учреждения, занимающиеся профилизацией. Это лицей № 3, школы № 4 и № 18. Общеобразовательные заведения не должны решать вопросы профессиональной подготовки, но школе вполне по силам дать детям определенные специальные навыки. Так, например, в лицее № 3 на первой ступени (5-7 классы) выявляются способности учащихся. Вторая ступень (8-9 классы) - предпрофильное обучение, когда углубленно изучаются один-два предмета. Третья (10-11 классы) - глубокая профилизация, учащиеся выбирают для себя направление: физико-математическое, химико-биологическое или социально-экономическое. Помимо расширенного обучения, там существуют спецкурсы, например "Сестринское дело" и "Психология профессионального успеха". В школе № 4 по новой системе работают только второй год. Но уже достигли неплохих результатов. Подготовка к профильному обучению осуществляется еще в начальной школе. В среднем звене предлагаются курсы и занятия по выбору: декоративно-прикладное искусство, журналистика. Введено изучение второго иностранного языка. В 10-11 классах реализуются возможности специализации учащихся по выбранным направлениям: физико-математическому и социально-гуманитарному. Технологический профиль в нашем городе представляет школа № 18. Здесь учащиеся старших классов не только расширенно изучают программные предметы, но и получают профессию. В 10 классе школьники осваивают специальность оператора ЭВМ, а в 11-м - водителя. Благодаря такому обучению у выпускников повышается конкурентоспособность на рынке труда, появляется возможность найти работу, они менее зависимы от родителей в материальном плане. От профильного обучения ожидают многого. Оно в какой-то мере позволит избавиться от репетиторства, ведь дети углубленно изучат предметы еще в школе. Да и придя в специализированное учебное заведение, выпускники будут знакомы с основами выбранной профессии. Но в связи с этим нововведением добавилось проблем. Не полностью разработана методическая база, нет необходимого оборудования. Недостаточно в этой сфере опытных преподавателей. Хотя есть возможность направить педагогов для обучения в Москву, но, как всегда, все упирается в финансирование. Может, нужно приглашать специалистов со стороны? Например, из центра занятости. Кто, как не они, может дать детям представление о служебной этике, профессионализме, поведении на работе? Современные выпускники зачастую социально незрелы. Научившись строить отношения с учителями, родителями, сверстниками, многие из них не умеют разговаривать по телефону, не могут грамотно преподнести себя работодателю. О том, какие профессии нужны сегодня городу, мы решили спросить у директора Котласского межтерриториального центра занятости населения Л. В. Стрекаловской. Вот что ответила Людмила Вениаминовна: "Какое образование предпочтительнее - высшее или среднее, сказать трудно. В нашем городе востребованы почти все специалисты, которых готовят котласские учреждения начального и среднего профессионального образования. Это повара, пекари, токари, медсестры, педагоги и многие другие. Имея профессию, и высшее образование получать можно более целенаправленно. В Котласе, например, ежегодно выпускается около ста юристов, а трудоустроить их всех по специальности нет возможности". Иван Андреевич Крылов в одной из своих басен писал: "Берись за то, чему ты сроден, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец". Именно этого и хочется пожелать сегодняшним старшеклассникам при выборе профессии.
Екатерина КИСЛЯКОВА.



Комментарии к статье
" ЧТОБ ПИРОГИ ВАМ ПЁК ПИРОЖНИК, А САПОГИ ТАЧАЛ САПОЖНИК":

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем