В десятый класс по новым правилам

Автор:
Елена ЛАРЕВА

На прошлой неделе в школе № 7 состоялось собрание для родителей выпускников 9-х классов. Мероприятие должно было бы заинтересовать многих, поскольку на нем обсуждался вопрос по формированию в 2010 году профильных 10-х классов. Однако присутствовавших на нем родителей было мало.

Школьники нередко определяются с выбором профессии только в 11-м классе, а то и накануне вступительных экзаменов в вуз. Для того чтобы избежать ошибок в этом вопросе, в Котласе на базе образовательных учреждений с 2006 года действует муниципальная сеть, включающая в себя предпрофильную подготовку учащихся и профильное обучение.
Поясним, что в отличие от привычных школ с углубленным изучением отдельных предметов, когда одна-две дисциплины изучаются по углубленным программам, а остальные – на базовом уровне, профильное обучение в старших классах предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов. При этом все учебные дисциплины делятся на три типа: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.
Базовые общеобразовательные предметы, такие как математика, русский язык, физкультура и другие, обязательны для всех учащихся. Профильные общеобразовательные предметы определяют направленность каждого конкретного профиля. Например, физика, химия, биология – необходимые предметы в естественнонаучном профиле; литература, русский и иностранные языки – в гуманитарном; история, право, экономика и другие – в социально-экономическом и так далее. Профильные учебные предметы обязательны для школьников, выбравших их для обучения.
А элективные курсы – это дополнительные курсы, которые выбрал сам учащийся. Они могут поддерживать изучение основных профильных предметов (например, элективный курс «Основы менеджмента» в социально-гуманитарном профиле).
Почти все школы города предлагают на выбор различные элективные курсы. На данный момент в Котласе их насчитывается семнадцать. Есть они и на базе ДДТ (там ребята могут изучать даже дизайн интерьера), а на базе краеведческого движения «Северное трехречье» создана школа юного историка.
После прохождения девятиклассниками предпрофильной подготовки, в 10-х и 11-х классах начинается профильное обучение. Число обучающихся по нему старшеклассников из года в год растет (от 11 процентов одиннадцатиклассников в 2004–2005 годах до 42 процентов в этом году). Самые популярные – физико-математический (в школах №№ 2, 4, 82, 91, лицее № 3), химико-биологический (в лицее № 3, школе № 2), социально-экономический (в школах №№ 7 и 82), информационно-технологический (в школе № 18). Но если в большинстве школ старшеклассники до сих пор занимались в профильных группах (когда одна группа идет заниматься на один профильный предмет, а вторая – на другой), то со следующего года планируется, что группы перерастут в профильные классы. Причем формирование их, «чтобы дать учащимся более качественные знания», комитет по образованию предлагает изменить.
Каким образом это будет происходить, пояснила на собрании главный специалист комитета по образованию администрации города Светлана Рыбакова.
Как она рассказала, если школы ранее сами определяли, какие предметы их учащиеся желают изучать более углубленно и, опираясь на их мнение, формировали профильные группы (например, физико-математические), а также могли менять выбранное направление, то со следующего учебного года образовательное учреждение обязано выбрать определенный профиль и следовать только ему. Уже до 15 декабря школы, которые предполагают в следующем учебном году открыть профильные классы, должны подать заявку в координационный совет при комитете образования. До марта совет изучает запросы учащихся данного учреждения, в апреле комитет издает приказ о создании такого класса, соответственно, информация доводится до сведения девятиклассников и их родителей. До 25 июня учащийся обязан подать заявление в приемную комиссию образовательного учреждения.
А дальше начинается самое интересное: зачисление в профильный класс, в который ученик желает попасть, будет производиться на основе рейтинга.
То есть понятно, что преимущественным правом зачисления будут обладать ребята с хорошими оценками в аттестатах. Повышать баллы в рейтинге будет и портфолио ученика, своеобразный «портфель достижений» – участие в олимпиадах, различных проектах, написание рефератов, творческих работ, результаты на элективных курсах и т. п.
Все эти новшества, конечно же, вызвали на лицах присутствовавших на собрании людей недоумение.
– Это что же, приказ сверху или ваша собственная инициатива? Зачем нужна такая реформа? – поинтересовалась одна из родительниц. – И не получится ли так, что профильный класс, который выбрал мой ребенок, будет открыт в школе на другом конце города от нашего дома?
– Это не реформа.
Мы идем на этот шаг для удобства как учеников, так и учителей, – ответила председатель комитета по образованию МО «Котлас» Ольга Титова. – ОУ имеет право выбрать тот или иной профиль, учитывая кадровые ресурсы, материально-техническую базу, программное обеспечение. Силового давления в этом вопросе ни на одно ОУ не было и не будет. Тем более что ОУ будет формировать профильные классы исходя из запросов самих учащихся. Хотя понятно, что мы не можем, учитывая финансирование, открывать на базе одного ОУ сразу несколько профилей.



Комментарии к статье
"В десятый класс по новым правилам":

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем