Железнодорожный мост находится под прицелом

Автор: Елена ЛАРЕВА, Фото С. СВЕТЛОВОЙ
Железнодорожный мост находится под прицелом1 мая около часа дня по путям к железнодорожному мосту через Северную Двину приближались двое мужчин. При подходе к границе охранной территории моста их остановил постовой. Начальник караула Алексей Чеусов и стрелок Николай Титов, вызванные на место происшествия, задержали «путешественников» до выяснения обстоятельств.

Из объяснений нарушителей следовало, что они, погостив у друга в поселке Вычегодском, из-за отсутствия денег решили добраться до родных мест в Онежском районе пешком.
Охранники передали задержанных оперативной группе транспортной милиции. Позже оказалось, что оба молодых человека в связи с совершением преступления находились в розыске.
В конце мая в три часа ночи Александр Балуев, дежуривший на посту моста, заметил, что с резиновой лодки, проходившей по фарватеру реки, производится видеосъемка моста.
О данном факте сразу же сообщили в дежурную часть ЛОВДТ, и оператор-любитель был задержан. Объяснять свое странное желание запечатлеть
охраняемый объект в столь раннее время суток ему пришлось уже сотрудникам транспортной милиции.
Это только две истории из многих, что могут поведать сотрудники ведомственной охраны моста. Оберегать железнодорожный мост от людей – главная задача этого подразделения, которое сегодня празднует юбилей.
9 декабря ведомственной охране железнодорожного транспорта исполняется 90 лет. Именно в этот день в 1921 году по предложению наркома путей сообщения Ф. Дзержинского был принят Декрет об охране складов, пакгаузов, сооружений на железнодорожных путях. Документ подписал председатель ВЦИК Владимир Ульянов (Ленин).
В нашем городе эта дата стала иметь значение с тех пор, как в 1942 году был введен в эксплуатацию железнодорожный мост через Малую Северную Двину, ставший ключом к северному транспортному коридору.
Охранять его было поручено специально созданному военизированному подразделению. На данный момент стрелковая команда станции Котлас входит в состав филиала ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» на СЖД.
Информации о нашем железнодорожном мосте немного – все же это объект стратегического значения. Известно, что он самый длинный по протяженности на всем Севере – 947 метров (для сравнения: знаменитый мост через Волгу в Ярославле имеет протяженность всего 815 метров).
А вот сколько человек участвует в охране этого сооружения, является тайной. Правда, кое-что все же удалось узнать.
– После демобилизации из рядов Советской Армии 8 июля 1975 года я оформился на работу стрелком стрелковой команды, – рассказывает ветеран организации Николай Внуков, один из троих братьев Внуковых, что служили в охране моста. – Стрелковая команда состояла из трех караулов, 6–7 человек в каждом. Работали сутки через двое. Службу несли по четыре часа, и столько же времени приходилось на отдых.
Как вспоминает Николай Григорьевич, начальники караулов в то время вооружались револьверами системы «Наган», а у стрелков были карабины и автоматы ППШ. К каждому караулу также был закреплен пулемет Дегтярева. А на крайний случай в подразделении имелись гранаты РГ и лимонки. Связь в то время была только телефонная, да и она частенько отказывала, поэтому часовой через каждые час-полтора ходил по объекту и обо всем докладывал начальнику кара-ула. Помимо фонарей, дополнительно у каждого поста был установлен прожектор...
С 2001 года, после сдачи автомобильного моста через Северную Двину, железнодорожный мост перестал служить переправой для пешеходов. На первый взгляд на нем царят тишина и покой, лишь с обеих сторон дежурят постовые. Но имейте в виду, что это впечатление обманчиво. Это становится ясно после беседы с начальником караульного отделения стрелковой команды станции Котлас Владимиром Егоровым. Он работает в охране моста с 1996 года, пришел сюда, имея за плечами стаж военного.
– Сам мост, а также прилегающая к нему территория, включая оба берега и акваторию, просматриваются с помощью телеустановок, – объясняет Владимир Егоров. – У нас имеются охранная сигнализация, радиосвязь.
В распоряжении стражей моста приборы ночного видения и другая современная техника...
Владимир показал журналистам «ВК», как действует современная система видеонаблюдения. Вращающиеся камеры установлены в каждом секторе запретной зоны. Такая периметральная охранная сигнализация настолько чувствительна, что может зафиксировать не только человека или животное, но даже пролетающую маленькую птичку. Отлично просматриваются с помощью камер и объекты, движущиеся по автомобильному мосту, причем их можно рассмотреть весьма подробно, приблизив изображение с помощью обычного щелчка компьютерной мышки. В общем, железная дорога не жалеет средств на оборудование подведомственных им организаций.
И неудивительно, что иногда видеозаписями охраны котласского моста пользуются соответствующие службы. Так что в районе железнодорожного моста все под прицелом, причем целыми сутками.
– Но опыт показывает, что даже совершенные технические средства не заменят хорошо подготовленную, дрессированную собаку, – говорит замначальника стрелковой команды станции Котлас Александр Целиков. – Мы обязаны пользоваться оружием очень аккуратно. И в некоторых ситуациях собака может спасти жизнь нашему сотруднику.
Вот почему на довольствии в котласской команде по охране моста находятся две овчарки – опытная Кэрри и новичок Ник.
Обычно четвероногие друзья боятся высоты, и далеко не всякая собака два раза в сутки захочет проходить по мосту высотой 18 метров. Но, как отмечает их вожатый Вячеслав Бебякин, собак учат преодолевать этот страх еще со щенячьего возраста, так что для Кэрри обход моста – приятная прогулка. Ник же еще молодой и учится...
Регулярное обучение проходят и стрелки ведомственной охраны. А еще они первые предоставляют службам МЧС информацию об уровне воды или о ледоставе, сообщают о случаях возгорания на прилегающих территориях и участвуют в тушении, наблюдают за безопасностью движения проходящих по мосту подвижных составов и выявляют их технические неисправности. И со всеми своими обязанностями команда успешно справляется, занимая лидирующие места в профессиональных конкурсах и являясь одним из лучших подразделений на СЖД.



Комментарии к статье
"Железнодорожный мост находится под прицелом":

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем

Фото Котласа