В образовании раздуты штаты

Автор: Юлия АНТИПИНА
На прошлой неделе Котлас посетил министр образования, науки и культуры Архангельской области Илья Иванкин. На встрече с главами муниципальных образований и руководителями образовательных учреждений он рассказал, какие меры необходимо предпринять для того, чтобы повысить заработную плату учителям.

– Зарплату учителям повышать нужно, – отметил в начале своего выступления Илья Иванкин. – Каким образом? Выделяя дополнительные средства из областного бюджета? Областной бюджет не резиновый. Он не может себе это позволить. Но у нас есть очень большая доля неэффективных расходов, снизить которые мы просто обязаны, чтобы повысить зарплату учителям.
Илья Игоревич, основываясь на расчетах, которые областные специалисты провели по городу Коряжме, объяснил, что, если в этом муниципальном образовании будут устранены неэффективные расходы в сфере образования, зарплата педагогов возрастет на 17 процентов. Данная цифра впечатлила собравшихся. Илья Игоревич заверил, что сейчас проводятся расчеты по всем муниципальным образованиям области.
Как подчеркнул областной министр образования, науки и культуры, неэффективные расходы связаны в первую очередь с излишне раздутыми штатами.
– Мне иногда приходится видеть в школе, где учится порядка 400 детей, у директора по 8 заместителей. Это ненормально, – сказал он.
По данным, которые привел Иванкин, в 2009 году сумма неэффективных расходов на образование в Архангельской области составила 1 миллиард 791,4 миллиона рублей. Из них львиная доля – 1 миллиард 213,7 миллиона рублей (67,8 процента) – приходится на управление кадровыми ресурсами и прочим персоналом. Это административно-управленческий, учебно-вспомогательный, младший обслуживающий персонал, а также педагогические работники, не осуществляющие учебный процесс. Их численность в целом по области в 2009 году составила 12159 человек при нормативной численности 6180.
– Снижение неэффективных расходов – задача, поставленная нам губернатором, – подчеркнул Илья Игоревич. – Поймите, меньше денег область выделять не будет, мы их даем в соответствии с законом. Но эти деньги надо пускать на зарплату учителям, которые являются основной боеспособной единицей в школе. Должен отметить, что Котлас имеет самый низкий уровень неэффективных расходов по Архангельской области, их можно еще снизить.
Для того чтобы снизить долю неэффективных расходов, необходимо осуществить переход к механизму ресурсного обеспечения школ по нормативно-подушевому принципу. Нужно также увеличивать среднюю наполняемость классов. В РФ установлено нормативное значение количества учащихся на одного учителя – 15 человек. Среднее значение по РФ составило 11,9 человека. В среднем по Архангельской области соотношение «учитель/ученик» в 2009 году по сравнению с 2008 годом выросло на 1,23 и составило 10,34 человека. Однако мы отстаем от среднего значения по России и значительно – от нормативного.
Кроме того, министр посоветовал выводить работников пищеблоков из штатов образовательных учреждений. А вместо столовой в каждой школе организовать централизованное обеспечение школьников горячим питанием.
– Такое есть в Северо-двинске, – заметил министр. – И там удалось даже снизить стоимость питания.
Я предлагаю главе Котласа проработать этот вопрос.
Замглавы города по социальным вопросам Эдуард Авилкин похвалил идею с централизованным питанием. Но усомнился в возможности ее реализовать.
– Нужно делать комбинат школьного питания, чтобы обеспечить всех учеников. Вопрос: «Кто это будет делать?» Это выльется в большие миллионы, – сказал Эдуард Валерьевич.
– Возьмите ПУ № 3. Посмотрите, какая там великолепная база, – парировал министр. – Вполне может обслуживать все ваши школы и детсады. Ну не все, а хотя бы половину для начала.
В продолжении своего выступления министр отметил, что также снизить неэффективные расходы можно, передав котельные с баланса школ. А затем необходимо выводить штатные единицы, обслуживающие котельные, из штатов. Как показали расчеты по Плесецкому району, где на балансе школ числится 14 котельных, отапливающих не только школы, но и дома, магазины, клубы, расходы на содержание штатных единиц котельных составляют 48,6 миллиона рублей. Это 30 процентов всех неэффективных расходов по данному району. Эти средства можно было бы пустить на повышение зарплаты учителям.
– На областную субвенцию, которая должна идти учителям, мы содержим кочегаров, – возмущенно сказал Иванкин. – Конечно, если бы я был главой района, я тоже так рассуждал бы. Зачем передавать котельные с баланса школ, если сейчас кочегары прекрасно содержатся за счет областной субвенции? Но это неправильно.
Присутствовавшие поинтересовались, на кого в случае передачи котельных лягут расходы. Если на муниципалитет, то необходимо принять меры по увеличению доходности местных бюджетов, которые на 90 процентов зависят от трансфертов из области. Иванкин отметил, что именно поэтому в области создана рабочая группа.
Выводить из штата школ, по мнению Иванкина, нужно также и педагогических работников, не осуществляющих педагогический процесс, и младший обслуживающий персонал. Педагоги дополнительного образования должны работать в филиалах учреждений дополнительного образования на базе школ.
Собравшиеся выразили сомнение в том, что такие преобразования реально осуществить в сельской местности.
– Конечно, в селе невозможно, к примеру, обеспечить централизованное питание, особенно если район огромный, – согласился министр. – Здесь мы должны подходить мудро, по-хозяйски. Не надо брать под козырек и говорить: «Я все сделал». Надо все делать там, где это принесет выгоду, чтобы не пострадали ни дети, ни родители.



Комментарии к статье
"В образовании раздуты штаты":

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Бюрократия какая-то,бессмысленное перекладывание денег из одного кармана в другой.Например котельные-ну вывели за штат-передали муниципалитету и что? Они так же будут работать,так же надо будет тратить бютжетные средства на их содержание,зарплату работникам. Изменится только статья расходов,а значит ничего.Чиновники имитируют видимость работы...

Уважаемые чиновники!
Не хотите ли вы уменьшить штат в отделе образования? Слишком уж много там "специалистов" развилось,как правило без опыта работы в школе.Да и в школах можно уменьшить количество администрации.Завуч по воспитательной работе нужен,а вот зачем организатор. Он дублирует работу завуча.А зачем завуч по охране труда, посмотрите на их функционал в школе.

На областную субвенцию, которая должна идти учителям, мы содержим кочегаров, – возмущенно сказал Иванкин.

Может, и так, да только кочегары, уборщицы, повара, педагоги дополнительного образования нужны в школах намного больше, чем областной министр образования, науки и культуры. Неэффективные расходы на его зарплату стали бы намного эффективнее как надбавки учителям.

гости
Уважаемые чиновники!
Не хотите ли вы уменьшить штат в отделе образования? Слишком уж много там "специалистов" развилось,как правило без опыта работы в школе.Да и в школах можно уменьшить количество администрации.

Вот гости правильно думают.


Фото Котласа