До революции в церквях стояли кружки для подаяния учителям

Автор:
Дмитрий ГОРЫНЦЕВ
историк-краевед

При беглом знакомстве с информацией, собранной в Котласском краеведческом музее, складывается впечатление, что до революции на территории северного Малодвинья и нижней Вычегды система образования была крайне слабой, население – неграмотным, а учителей катастрофически не хватало.

Однако детальный анализ архивных документов показывает обратную ситуацию. На указанной территории в начале XX века находились 20 церковно-приходских школ, 28 одноклассных земских училищ, 4 двухклассных земских училища (включая Сольвычегодское женское училище имени Хаминова), Сольвычегодская женская гимназия, Котласское двухклассное железнодорожное училище и Сольвычегодская ремесленная школа.
Учителями в этих учебных заведениях работали в основном женщины из крестьянских и интеллигентных семей. Значительную долю последних составляли выходцы из семей священно- и церковнослужителей. Учительствовать они начинали с 16-летнего возраста, сразу по окончании учебных заведений. В крае-
ведческой литературе советского времени утверждалось, что учителей местных церковно-приходских школ и земских училищ готовила только Сольвычегодская женская гимназия. Но архивная документация свидетельствует, что большинство учительниц получало образование в Великоустюгском епархиальном женском училище. Остальные обучались в Велико-устюгской женской прогимназии, Устьянской женской гимназии, Нижегородской церковно-учительской школе, Яренской женской прогимназии, Вологодской женской Мариинской гимназии, Вологодском епархиальном женском училище. Женщины обучали детей чтению, чистописанию, арифметике и рукоделию.
Особое место отводилось в учебных заведениях мужчинам-учителям. Сильная половина занималась преподаванием Закона Божия и церковного песнопения. Первый предмет по статусу преподавали местные приходские священники, которые занимали в школе должность заведующего-законоучителя. Преподавание второго предмета считалось уделом диаконов.
Если священнослужители были при каждом учебном заведении, то гордиться учителями-мужчинами из церковно-приходских школ могла только Ямская. А вот в земских и начальных народных училищах, а также в Песчанском министерском двухклассном и Сольвычегодском мужском приходском одноклассном училищах работали в основном мужчины.
Строгие календарно-учебные планы в начальных учебных заведениях до реформы образования в 1918 году отсутствовали. Главным для учителей являлось научить детей читать, писать, считать, ознакомить с основами мироустройства, а также воспитать в духе христианской морали.
О пропусках уроков стоит упомянуть отдельно. Самое малое количество пропусков уроков в год учениками на протяжении ряда лет фиксировалось в Забелинском начальном народном училище – в среднем по восемь. Самое большое – в Удимском начальном народном училище – 2307. Основными причинами непосещения занятий учениками назывались: «дурная погода с вьюгами и холодами», болезни и «неимение обуви и одежды». Если по поводу погоды все ясно, то отсутствие обуви и одежды напрямую приводило к болезням, потому как большинство зданий школ вследствие нарушения технологии строительства быстро приходили в плохое техническое состояние, в них было сыро и холодно. На ремонт требовались большие суммы, отпускать которые земское начальство не спешило. Его даже не смутил случай смерти от простуды одной из учениц Котласской церковно-приходской школы. Учителя занятий не пропускали, перенося все болезни на ногах. Пропуски уроков законоучителями объяснялись необходимостью исполнения церковных треб.
Жалование учителям земских и народных училищ назначалось в размере 300 рублей в год, помощникам учителей – 180 рублей. Учителя церковно-приходских школ получали ежегодно по 150 рублей. Так называемым «квартирным» учителям платили всего 30 рублей в год. Священнослужители за заведование школой и уроки Закона Божия получали 60 рублей. Несмотря на то что в 1912 году за три рубля можно было приобрести дойную корову, а за пять – крестьянскую избу, учительские жалования считались небольшими, поэтому в церквях стояла отдельная кружка для сбора средств в пользу учителей.
Осенью 1917 года в ведение Министерства народного просвещения перешли все церковно-приходские школы Великоустюгского и Сольвычегодского уездов, но на экономическом положении учителей это не отразилось. Большие надежды педагоги возлагали на власть большевиков, которая заявляла о необходимости ликвидации тяжелого положения как самого народного образования, так и учителей в целом. Время показало, насколько обществу и государству удалось разрешить эту задачу.



Комментарии к статье
"До революции в церквях стояли кружки для подаяния учителям":

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем

Фото Котласа

Популярное