В руках трёх сотрудников 25 тысяч документов

Автор:
Елена ЛАРЕВА

Почему-то в народе принято считать, что архивные сотрудники – это интеллигентные бабушки, которые только и делают, что копаются в бумажках.

– А еще бытует мнение, что люди, которые работают в архивах, нелюдимые, любящие тишину и одиночество и предпочитающие общество книг и документов. Откуда только появились такие стереотипы? – удивляется заведующая архивным отделом администрации Котласа Ирина Митянина.
10 марта архивисты отмечают свой профессиональный праздник. Именно в этот день в 1720 году был опубликован подписанный Петром Великим «Генеральный регламент или Устав» – первый в России общегосударственный правовой акт, определяющий основы организации централизованной системы архивного дела в стране.
В Котласе действуют несколько архивов, самый заметный среди них – городской. Его «хозяйкой» с 2005 года и является Ирина Митянина.
В следующем году архив отметит 75-летний юбилей. А год назад ему посчастливилось переехать из тесного подвального помещения администрации в просторные кабинеты третьего этажа бизнес-центра. Странный контраст: если на первом и втором этажах этого здания то и дело снуют посетители, то при входе в коридор архива нас встречает тишина. И действительно, в архивном отделе даже говорить громко не принято.
Многочисленные стеллажи с документами (а это порядка 25 тысяч единиц хранения) расположились на площади 320 квадратных метров. Ряды картонных коробок очень напоминают музейные экспонаты. Однако уверена, что далеко не в каждом музее ежедневно влажной тряпочкой убирают пыль, как это делают в архивном отделе.
По словам Ирины Митяниной, основные задачи архива – комплектование, хранение, упорядочение и использование документов, среди которых есть документы постоянного срока хранения и личные, срок «жизни» которых – 75 лет (затем их можно уничтожать).
– Но при мне пока этим не занимались. Да и жаль избавляться от документов, ведь они могут кому-нибудь пригодиться, – объясняет Ирина Анатольевна. – Хотя если места хватать не будет, то, возможно, придется прибегнуть к этим мерам.
Архивный отдел пользуется популярностью не только у историков и краеведов, но и у рядовых граждан: многие рано или поздно сталкиваются с необходимостью получения архивной информации. Сложно перечислить все темы социально-правовых запросов, с которыми обращаются в архив граждане и организации. Это и подтверждение трудового стажа, и сведения о зарплате при начислении пенсии, и документы, необходимые для оформления права собственности на имущество и землю… А еще в архивный отдел обращаются люди, когда-то усыновленные и желающие найти своих настоящих родителей.
– Некоторые приходят к нам и просят найти документ, подтверждающий, что им в свое время был выделен участок земли. А когда, сами точно не помнят. Если у нас за год сдается в архив по 12 толстенных томов разных документов, то как вы думаете, сколько времени их можно пересматривать? – спрашивает Ирина Анатольевна.
В последнее время она вместе с двумя сотрудницами пытается создать электронную базу данных архива. Но это тоже очень трудоемкий и долгий процесс: не все документы, особенно те, которым уже не один десяток лет (есть в архиве документы 1929 года) можно отсканировать. Поэтому архивистам приходится заниматься этим вручную.
В 2006 году содержание архива легло на плечи муниципалитета. И хотя хранятся в нем документы не только муниципальных предприятий, но и федеральных, последние выкладывать денежки за содержание своих архивов не хотят. А ведь эти 320 квадратных метров город арендует (в год это примерно 1 миллион 700 тысяч рублей). Можно представить, в какую сумму обходится содержание архива. Так что вполне понятна мечта архивных сотрудников иметь собственное помещение, в котором будут поддерживаться специальная температура хранения, определенные уровни влажности и освещенности (как и должно быть по нормативным документам). Сейчас этого у нашего архива нет. Зато есть, и это большой шаг вперед, небольшой читальный зал, где можно поработать с документами. Для этого посетитель оформляет запрос, указывает временные рамки, на него заводится учетная карточка, и человек ищет те документы, которые его интересуют.
– Только тогда многие начинают оценивать нашу работу по достоинству и понимать, что без нашей помощи им пришлось бы очень трудно, – считает заведующая архивным отделом Ирина Митянина.



Комментарии к статье
"В руках трёх сотрудников 25 тысяч документов":

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем

Фото Котласа

Популярное