РАБОТА ЛЮБИТ ТЕХ, КТО ЕЁ ИЩЕТ

Автор:
Нынешнюю навигацию коллектив Северо-Двинского бассейнового управления водных путей и судоходства встретил в приподнятом настроении. Повод радоваться у путейцев есть – им обеспечена большая работа, чему, согласитесь, могут позавидовать на многих предприятиях.
Не лесом единым...
Как и в предыдущие годы, экипажи котласских земснарядов займутся дноуглублением и разработкой перекатов на Северной Двине.
Из года в год областной бюджет финансирует котласских путейцев. Причем с каждым разом сумма вложений увеличивается. Например, на сезон 2003-го область выделяет СБУПу 12 млн рублей на дноуглубление и 5,5 млн – на обслуживание судоходства на малых реках. К слову, перед путейцами поставлена задача до 1 июля восстановить освещаемую судоходную обстановку на Двине, чтобы наладить круглосуточное движение флота по реке, обеспечить безопасное плавание днем и ночью и продлить доставку грузов в областной центр и другие населенные пункты, расположенные по двинским берегам, до середины октября. До сих пор с приходом осени жизнь на реке в темное время суток замирала.
Администрация области также стремится привлекать инвестиции предприятий лесопромышленного комплекса, ради которых в основном и поддерживают Двину в судоходном режиме. Ежегодно с ними заключаются договоры, определяются взносы на поддержание габаритов. Правда, не все охотно «отстегивают» оговоренные суммы. Но региональная власть намерена заставить лесозаготовителей и переработчиков все же раскошелиться. Ведь те 10 млн, которые могут выделить коллективы ЛПК, дадут возможность выполнить значительно больше работ на реке.
Внимание со стороны областного центра к проблемам судоходства на северных реках, поддержка путейцев – это звенья одной цепи. Доставка грузов водным путем – самая дешевая. Для лесопильщиков, производителей целлюлозы и бумаги по-прежнему на судах и плотами доставляется значительная доля древесного сырья.
Благодаря проводимому два года подряд углублению фарватера главной магистрали Севера оживляется судоходство. Двина – некогда труженица, постепенно восстанавливает свой статус. Так, по данным департамента промышленности и связи обладминистрации, в навигацию-2002 речные перевозки по сравнению с предыдущим годом выросли на 13,3 процента, потребителям доставлено свыше 2,6 млн тонн грузов.
Возросли объемы и габариты буксируемых плотов в меженный период. К примеру, в навигацию 2001 года самый крупный плот, который смогли привести речники, был 1294 кубометра при длине 160, ширине – 20 метров и осадке – 90 сантиметров. В прошлый сезон буксировали плоты уже по 2192 куба. Длина их увеличилась до 200, ширина – до 30 метров, а осадка – до 120 сантиметров. За счет этого транспортные затраты предприятий ЛПК снизились на 10–12 процентов.
Дноуглубление также позволило наиболее эффективно использовать грузоподъемность плавсредств, применяемых для доставки древесины. Согласно данным департамента, к примеру, ОАО «Беломорская сплавная контора» в 2001-м перевезло баржами 33,9 тысячи кубометров, а в 2002-м – 54,2. ОАО «Верхнетоемская сплавконтора» – соответственно 0,1 и 4,5 тысячи.
Впервые после шестилетнего отстоя в прошлую навигацию в эксплуатацию был введен пассажирский теплоход 305-го проекта «Адмирал Кузнецов». До 17 июля, пока позволяли условия, он выполнял рейсы на межобластной линии Архангельск – Котлас – Устюг. Увеличение перевозки пассажиров здесь, по сравнению с 2001 годом, составило 37,8 проц., услугами флота воспользовались более 5 тысяч человек.
Как итог оживления работы на реке, возросли и налоговые поступления в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды от предприятий водного транспорта. ОАО «Северное речное пароходство» в 2002 году внесло налогов почти 21 млн рублей, во «внебюджетку» отчислило свыше 12 млн. Аналогичный рост и в других коллективах.
Таким образом, усилия котласских путейцев дают неплохой экономический и социальный результат. Поэтому областные власти, видя отдачу от своих вложений, считают целесообразным и дальше поддерживать и финансировать дноуглубительные работы на Двине. При этом отмечается, что обеспечение судоходства имеет особое значение для жителей многих прибрежных населенных пунктов, для которых речной транспорт является единственным средством передвижения и доставки грузов.
Северные реки все больше начинают привлекать и Министерство транспорта РФ, которое тоже вкладывает деньги в восстановление судоходства по Двине и ее притокам. Не обошла вниманием речную тему и побывавшая недавно в Архангельске полномочный представитель президента по Северо-Западу В. Матвиенко. Руководитель СБУПа Л. С. Первушин был приглашен на совещание, выступил там с докладом, рассказал о проделанной работе, ее значении. Надо полагать, интерес Минтранса, полпреда отнюдь не случаен, и, возможно, на решение проблем Северного водного бассейна будет открыто дополнительное финансирование. Во всяком случае предпосылки такие просматриваются.
Избавится Устюг от потопов?
В апреле руководитель СБУПа Л. С. Первушин побывал в Вологде, где участвовал в совещании, проводимом Министерством транспорта.
Речь в частности шла о возможности обезопасить Великий Устюг в период весенних паводков, которые в последние годы наносят серьезный ущерб городу и народному хозяйству области в целом.
А поводом для поездки главного котласского путейца на столь представительное совещание послужила его беседа с первым заместителем министра по ЧС Ю. Д. Воробьевым, когда тот приезжал к нам и в Устюг накануне ледохода.
Леонид Семенович тогда сказал, что котлашане готовы помочь МЧС в ликвидации подтопления соседей, проведя дноуглубление Малой Северной Двины. Высокого гостя познакомили с материалами, подготовленными специалистами кафедры гидрологии суши и научно-исследовательской лаборатории эрозии почв и русловых процессов географического факультета МГУ.
Ученые ведущего вуза страны на протяжении нескольких навигаций исследовали Малую Двину, Сухону и Юг, анализировали состояние русла рек и сделали вывод, что причина появления заторов кроется в прекращении дноуглубления. Из-за обмеления рек формируются ледовые перемычки на отдельных перекатах. Во время весенних подвижек льда и ледохода в этих местах образуются заторы. Исследователи дали рекомендации, где в первую очередь необходимо провести дноуглубление.
Предложение котласских путейцев заинтересовало заместителя Шойгу, и он обещал переговорить с вологодским губернатором Позгалевым, привлечь Минтранс. Приглашение в Вологду последовало буквально через несколько дней после состоявшегося разговора.
К совещанию готовились все заинтересованные стороны, и встреча прошла результативно. Разработана двухлетняя программа, которая предусматривает выполнение дноуглубительных работ на восемь миллионов рублей. Уже на эту навигацию правительство соседней области наметило выделить четыре миллиона. Еще один добавит Министерство транспорта. Но, как стало известно, вологжане решили свою долю еще увеличить.
В СБУПе выделены для работы возле Устюга два земснаряда. Они уже отправились к месту проведения работ на перекатах Шабурный, Верхний и Нижний Голодаевские, Аристовский и Бобровниковский.
В нынешнюю навигацию путейцам предстоит выполнить большой объем дноуглубления. Хватит ли техники и специалистов? «Под эту программу располагаем всем необходимым, – говорит Л. С. Первушин. – Хотя земснаряды у нас и старенькие, благодаря соответствующему уходу они находятся в нормальном техсостоянии. То, что имели, старались сохранить. И экипажи формировать есть из кого. В крайнем случае пополним за счет курсантов речного училища, которое готовит путейцев. Запланированное нам по силам».
Выход земснарядов на притоки Двины коренным образом меняет ситуацию на реках бассейна. Заказ коллективу СБУПа открывает большие перспективы. И не только в плане загрузки земснарядов и обстановочного флота, но и для развития туризма. Обеспечив нормальные глубины, котласские водники дадут возможность судам с пассажирами беспрепятственно швартоваться у причалов Устюга и резиденции Деда Мороза. Не прогадает и Котлас: чем лучше будет развиваться туристический бизнес у соседей, тем больше перепадет и нам.
Что и говорить, подфартило с работой коллективу СБУПа. Но везуха не свалилась с неба. Ее обеспечила позиция руководства управления пути и судоходства. Ведь не зря говорится, что под лежачий камень вода не течет. «Со своими предложениями по дноуглублению Двины и ее притоков мы выходили на все уровни власти много лет, – рассказывает Л. С. Первушин. – Да, поначалу нас просто гнали из больших кабинетов, потом начали прислушиваться. И наконец дело двинулось: сначала на Двине, теперь вот и на других реках».
Леонид Семенович может долго рассказывать, сколько обито им начальственных порогов на местах, в столице, каких трудов стоило убедить чиновников в необходимости обратить внимание на проблемы судоходства на реках Севера. Но главное, считает он, не потраченное им время, а результат – обстановка меняется в лучшую сторону. 
Валерий КИСЛЯКОВ.



Комментарии к статье
"РАБОТА ЛЮБИТ ТЕХ, КТО ЕЁ ИЩЕТ":

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем