Счастливые километры речных дорог

Автор: Любовь ЗАВАДСКАЯ, Фото из семейного альбома
Счастливые километры речных дорогСчастливые километры речных дорогСчастливые километры речных дорогВ дни профессиональных праздников в торжественной обстановке обычно вспоминают тех ветеранов труда, кто в свое время получал высокие награды и звания. И почти не говорят об обычных людях, добросовестно делавших свое дело, которых большинство и на которых, в общем-то, и держится все в нашей стране.

Как закалялась сталь

Владимир Антропов родился в послевоенные годы в деревне Галкино. В семье, где мать трудилась дояркой, а отец-инвалид – сапожником, росли пятеро детей. Володя был вторым, и, наверное, поэтому рано начал работать. В семь лет он уже умел ездить верхом и помогал колхозникам возить копны сена. А к 13 годам, посчитав заработанные им трудодни, ему вручили грамоту. Через два года Володя самостоятельно уехал из своей деревни и поступил в лимендское ГПТУ № 3, чтобы учиться на рулевого-моториста.
А в деревне Староселье Псковской области в это время росла Тоня Зернова. Она тоже была трудолюбива с детства. Каждое утро ее начиналась с того, что нужно было накормить домашних животных: кур, коз и кроликов. Практически все по дому ей приходилось делать самой. Вообще в детстве Тоня пережила много трудностей, и характер воспитала твердый. Вскоре ее семья переехала в Великие Луки.

Увезу тебя я в тундру

Два с половиной года учился Владимир в лимендском ГПТУ, летом плавал на самоходках. Первый раз это было судно «Днепр»: завозили нефтепродукты и продовольствие в населенные пункты, расположенные на берегах малых рек Северного бассейна. Володя смотрел на реку, на меняющиеся картины берегов и любовался природой. Наверное, тогда он и решил, что всю жизнь проведет здесь.
Когда ему исполнилось 18, он на три года ушел в армию. Как-то раз его с сослуживцами послали в командировку в Великие Луки на строительство объекта связи. Там Владимир и встретил красавицу Антонину. Познакомившись поближе, они узнали, что день рождения у них в один день. Это был знак судьбы.
Завершая службу, Владимир звал с собой любимую, но та все не решалась уехать из родных мест. Чтобы удивить ее, он даже рассказал, что дома у него олени по улицам ходят и чукчи в чумах живут. То ли девушка заинтересовалась северной экзотикой, то ли все же не захотела расставаться с понравившимся ей парнем, но в Лименду они вернулись вместе.

По морям, по волнам

И вскоре молодые вместе отправились в первое плавание. Он мотористом, она матросом.
– Ох, как же мне не понравилось в первую навигацию, – рассерженно вспоминает Антонина. – Я ждала ребенка, а мне приходилось мыть каюты с 8 до 17 часов: я так уставала.
Родилась дочка, и Антонина, пока нянчилась с малышкой, стала учиться на повара, чтобы постоянно быть рядом со своим мужем. И через год они отправились в плавание уже втроем.
Шли годы. Подросшую дочку на лето отправляли к бабушке в деревню Галкино, а сами продолжали плавать. Владимир решил пойти учиться в ЛРУ на судомеханика.
– Ну, поступил я… Пять лет проучился… – вспоминает Владимир.
– Чего-чего? Какие там пять лет. Да ты семь лет учился! – перебивает его Антонина. – Летом все работал, а в свободное время ерундой занимался, контрольные не выполнял! Вот и оставался два раза на второй год! Да если б не я…
Владимир широко улыбается и соглашается:
– Да, права ты, права! А помнишь, как ты чуть на плот не заскочила?
– Конечно, помню. Все члены экипажа после ночной разгрузки спать завалились. А плыть-то надо. Вот меня и поставили на вахту: присмотреть, порулить. Вижу – плот догоняем, что делать – не представляю, как его обогнуть – тоже не знаю. И начала сигналить. Только ты услышал и прибежал, остальные так и не проснулись.
О своей жизни на воде супруги могут вспоминать бесконечно: он отработал 24 навигации, она – 20. И в знойные летние дни, когда и у него в машинном отделении, и у нее на камбузе – адская жара, и в дни поздней осени, когда, завершая навигацию, шли в родную Лименду, ломая шугу, они всегда были вместе.
У супругов родилась уже вторая дочка, которая тоже не раз сопровождала их в плаванье. Но каждый год Антонина все настойчивее звала мужа на берег.

На берегу

И в конце концов Владимир согласился. Работа на Лимендском ССРЗ была привычной. Во время зимнего ремонта он восстанавливал двигатели, а она трудилась в инструментальной кладовой. Но река звала, тянуло опять на водные просторы. Не прошло и года, как Владимир уже пожалел, что ушел из плавсостава. Но жена была неумолима: дочери учатся, и им нужен родительский присмотр.
Супруги проработали на судоремонтном заводе до выхода на заслуженный отдых. А Владимир, даже получив пенсионное удостоверение, продолжал трудиться. Лишь три года назад он ушел с завода совсем. Но некоторые бывшие заводчане помнят эту семью речников и сегодня.
– Когда Володя работал на судостроительном заводе, – рассказывает Владимир Иванович Овсянкин, первый штурман, с которым в последние годы плавали Антроповы, – мы часто встречались у проходной и разговаривали. Мне было интересно узнать, как у него идет жизнь, как дела. Мы вспоминали дни, когда вместе плавали. И как отлично кормила нас Антонина: как дома! Разве такое забудешь?
Помнит семью Антроповых и бывший директор судоремонтного завода Борис Владимирович Вьюхин.
– С Антониной Васильевной по работе я редко сталкивался, но знаю, что оба они пользовались уважением на заводе. А Владимир Александрович всегда был грамотным специалистом, ответственным работником. И по жизни он человек общительный, умеет ладить с людьми.
Теперь члены когда-то большого и дружного коллектива завода встречаются только на праздниках в микрорайоне речников. Вспоминают пройденные навигации, исхоженные маршруты, членов экипажа, с которыми делили трудовые вахты и скромный судовой быт. И считают, что это и были лучшие годы их жизни.
А Владимиру Александровичу и Антонине Васильевне и праздника ждать не надо. Они и нынче – единый экипаж. И нередко среди домашних и дачных хлопот нет-нет да и раскроют семейные альбомы, вспоминая с дочками суда, на которых ходили в плавание, своих товарищей, долгие километры и счастливые дни речных дорог.



Комментарии к статье
"Счастливые километры речных дорог":

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем