Мастер скучает без резьбы по кости

Автор:
Елена ЛАРЕВА

Бормашиной не только лечат зубы, но и вырезают по кости. Именно этим теперь мечтает заняться котласский резчик по кости и художник Владимир Крутиков.

Рисованием он увлекся в третьем классе. По словам самого Владимира Петровича, «так уж, видно, судьбой было предрешено». Сразу стал рисовать и красками, и карандашами. Получалось неплохо.
А затем директор коряжемской школы, которую заканчивал Владимир, порекомендовал талантливого юношу для учебы в Ломоносовское училище резьбы по кости.
– Туда отправили несколько моих рисунков, потому что набор проходил по конкурсу. Вот так я и стал студентом, – рассказывает он.
Преподаватели этого известного не только в стране, но и за рубежом учебного заведения, выпускающего из своих стен лучших косторезов, учили студентов всему, что знали.
– Видеть, как возрождается давно «окостеневший» материал, как оживляется то, что считалось мертвым, застывшим, очень приятно, – говорит Крутиков. – Хотя, конечно, с костью работать сложно. Требуется много терпения. Нужно буквально корпеть над нею, чтобы вырезать то, что хочешь.
А все потому, что в качестве материала мастера-косторезы используют мамонтовую кость, моржовую кость, цевку (полую трубчатую кость крупного рогатого скота) и даже зубы кашалота.
После окончания училища Владимир Крутиков несколько лет отработал на Ломоносовской фабрике художественной резьбы по кости, а затем вернулся в Котлас.
Тогда он думал, что оставил свою основную профессию ненадолго, а оказалось – на десятилетия.
– Больше 20 лет отработал художником-оформителем на ЛССРЗ. Оформление красных уголков, агитплощадок – приходилось всем этим заниматься. А как советская власть закончилась, портреты вождей стали не нужны, – улыбается художник.
В 1992 году ему пришлось освоить еще одну профессию – педагога в ПУ № 20. Девять лет назад благодаря его инициативе в училище открылось отделение изготовителей художественных изделий из дерева. Юноши там получают специальность резчика по дереву, а девушки – художника росписи по дереву. Так что последние несколько лет рабочий кабинет Крутикова заставлен хлебницами, шкатулками, разделочными досками и другими изделиями.
– В нашем городе больше нигде этому не учат, – объясняет Владимир Петрович. – Давно закрылось художественное отделение в педучилище.
А талантливой молодежи много. Где ей учиться? Вдобавок надо же кому-то продолжать традиции нашего Русского Севера.
В августе этого года член котласского объединения художников Владимир Крутиков осуществил свою давнюю мечту – съездил на Соловки.
– Воистину святое место. Там даже чувствуешь себя по-другому. Вдохновение накатывает – только успевай рисовать, – делится он своими впечатлениями.
11 декабря Владимир Крутиков в кругу родных и близких ему людей отметит свой 60-летний юбилей.
– Очень хочу вернуться снова к резьбе по кости, сделать в нашем городе выставку и показать котлашанам всю красоту изделий из этого материала, – говорит художник.

Резьбе по кости – тысячи лет. Первобытные люди вытачивали наконечники для копий и стрел, коротали часы, вырезая фигурки мамонтов и бизонов. На Руси художественная обработка кости известна с X века, а в наших краях этот промысел появился в XVII веке. Говорят, что приезжавший в Холмогоры по делам русского флота Петр I обратил внимание на искусную резьбу по кости местных мастеров и затем сам увлекся этим искусством. В августе 2009 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, проводя встречу с общественностью Архангельска, получил в подарок от губернатора Михальчука икону Архангела Михаила работы наших мастеров-косторезов.



Комментарии к статье
"Мастер скучает без резьбы по кости":

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем