В память о Михаиле Пузырёве

Автор:
Николай ЗАВАДСКИЙ

16 ноября в своей квартире был обнаружен без признаков жизни бывший политзаключенный, активный общественник, писатель, философ Михаил Дмитриевич Пузырев. Он свел счеты с жизнью выстрелом из охотничьего ружья.

– На прошлой неделе мы долго с ним общались, и в конце он попрощался так, словно приходил последний раз, – припомнил сотрудник городской администрации, председатель Котласской организации Союза журналистов России Владимир Титов. – Слова, конечно, резанули слух, но подумалось, что это обычные для долгожителей разговоры о неизбежном конце.
О мучивших его противоречиях и скором уходе он говорил и в своих последних работах. Заканчивая книгу «Докуки деда Мазая» (она вышла за несколько дней до смерти автора), он пишет: «Обстоятельства, не подвластные нам, выстраивают уклад жизни, но что-то остается и на свое произволение…
...Больше живу, оглянувшись в прошлое. Оно меня так прочно держит, что вперед – не могу и не хочу. Понять и принять людское общество, которое уже господствует в жизни, я не могу. Нужна иная энергетика души, ее во мне нет. Я нарушил календарь и попал в чужое время…
…Мне мало осталось гулять в этом чудном мире, но уж будьте снисходительны к моему эгоизму. Этот грех мой, и я его не делю ни с кем».
Михаил Дмитриевич Пузырев написал несколько книг. В 1997 году – «И покатился колобок...», в 2000-м – «Мысли в смутное время», в 2003-м – «Сатурналии деда Мазая», в 2009-м – «Докуки деда Мазая». С 2001 года Михаил Пузырев является членом Союза писателей России.

Ирина ДУБРОВИНА
председатель КИПОД «Совесть»

В 94 года закончилась жизнь. Это была жизнь незаурядного человека, пре-одолевшего такие испытания, которые сломили и уничтожили многих.
Он любил жизнь, он ненавидел то, что ей мешало. Рожденный в северной деревне, он с 12 лет «увидел, что общество нового типа несправедливо». Возмужав, убедился, что «большевизм и фашизм – явления одной сути». Пройдя пытки, тюрьму, суд, этапы и конц-лагеря сталинской эпохи, закалился и научился многому, написав о своем жизненном пути в книге «И покатился колобок…» Кроме ужасов, он видел прекрасное. Встречи с яркими, хорошо воспитанными и образованными людьми, любовь к поэзии, музыке, книгам – все это способствовало самообразованию.
Мы познакомились с Михаилом Дмитриевичем в 1989 году. Он тогда активно включился в общественную работу, чтобы «поколебать консерватизм мышления, упорно-тупо, порой агрессивно спасающий идолы прошлого в образе Ленина и ему подобных». Был членом правления Котласского общества «Совесть», выступал перед школьниками с рассказами о подлинной истории нашего государства.
С юношеской энергией пробовал себя в бурной политической жизни 90-х годов. Не нашел то, что искал, хотя перебрал несколько направлений, даже национализм и антисемитизм.
Пузырев сыграл большую роль в деле увековечения памяти строителей Северо-Печорской железной дороги – узников ГУЛАГа. Благодаря ему памятник был установлен у станции в поселке Вычегодском. Но в надписи на нем – «Строителям Печорской магистрали» – нет ни слова о жертвах ГУЛАГа.
Отдадим дань уважения заслугам и заблуждениям Михаила Пузырева. Он был человеком своего времени, страдал и любил, был и остался атеистом. По-моему, лучшим памятником ему было бы новое издание его книги «И покатился колобок…»

Татьяна ФИЛИПЬЕВА

Я узнала Михаила Дмитриевича в 1997 году. Этот необыкновенный дед был частым гостем в городской администрации, и его появление всегда было событием. Он шутил, делал комплименты, философствовал, щедро дарил свои книги и просто мысли, которые называл «узелки на память».
27 июня 2008 года он передал мне лист бумаги: «Вот это должно быть в некрологе». Мои возражения он не слышал. Потом еще несколько раз звонил, добавляя что-то в этот листок. Он хотел, чтобы о нем было написано так: «Живет в северной земле дед. 93-й год идет от его рождения, но встреча с ним всегда интересна, непредсказуема и мажорна. Его биография содержит немало трудностей, но он при этом оптимист, певун, любит и знает много поэтической литературы.
Годы скитаний по огромной России, тяжелой неволи и настоящего мужского труда переполнили его память многими событиями долгой жизни, при этом он считает, что жизнь состоялась на «хорошо», на 4.
Тень Сталина меня усыновила,
От смерти на войне уберегла.
Мой ум страданьем просветила
И вот уж к гробу подвела.
Родился в 1915 году, 26 октября. 15 лет – деревенское крестьянское детство. 7 лет – бродяга, нелегал, служба в армии. 7 лет тюрьмы и каторжной работы в зонах строгого режима по приговору военного трибунала в 1937 году. Реабилитирован в 1956 году. 12 лет – с 1944 до 1956 год – в ссылках и бегах, работа в ГУЛАГе. Всего 19 лет неволи. Был женат, имею детей, внуков, правнуков. 49 лет в супружестве. В 1995 году скончалась жена.
13 лет живу одиноко. Время для размышлений и познания, оценки пережитого. Время для грусти и осмысленной радости жизни. Время суда над собой и диалога с карающей собственной совестью.
Я был наивным одиночкой,
В удачу верил без помех,
Моя тоска полночной строчкой
Слезилась втайне ото всех».
Я безгранично уважала и ценила этого человека. Он возложил на меня нелегкую миссию. Я ее выполнила.
…А память будет вечной.



Комментарии к статье
"В память о Михаиле Пузырёве":

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем