Курантами, сделанными нашими земляками, гордились москвичи

Автор:
Александр ХРУСТАЛЕВ
зам. председателя КИПОДК
«Северное трехречье»

Уже несколько столетий отсчитывают время куранты – часы на Спасской башне Московского Кремля.

Изначально башня называлась Фроловской, так как располагалась вблизи церкви Фрола и Лавра. Она была построена в 1491 году архитектором Пьетро Антонио Солари. В апреле 1658 года вышел царский указ Алексея Михайловича о переименовании всех кремлевских башен, и Фроловская башня стала называться Спасской. А сведения о первых часах относятся к 1585 году.
Часы считались главными. По ним жители Москвы узнавали время, ибо карманные часы появились в начале XVI века и их имели только очень богатые люди. В 1624 году из-за многочисленных пожаров и частых ремонтов часы пришли в негодность и их продали как лом.
Новые часы, еще большего размера, поручили изготовить «англицкой земли часового и водовзводного дела мастеру» Христофору Головею, которого царь Михаил Романов пригласил в 1621 году в Москву на службу. Ему помогали лучшие кузнецы Руси. История сохранила имена мастеров – это наши земляки, жители Комарицкого стана Устюжского уезда кузнецы Ждан, его сын Шумило Жданов и внук Алексей Шумилов. С их легкой руки часы стали модной новинкой – их стремились иметь не только в государственных чертогах, но и в боярских и патриарших палатах. Специально для часов Важен Огурцов «со товарищи» построили в 1624–1625 годах над Фроловской башней каменный верх, существующий и ныне, а литейщик Кирилл Самойлов отлил 13 колоколов.
Курантами гордились москвичи, дивились приезжавшие в «царствующий град» иностранцы. Путешественник Павел Аллепский так писал о Спасской башне: «Над воротами возвышается громадная башня, высоко возведенная на прочных основаниях, где находились чудесные городские железные часы, знаменитые во всем свете по своей красоте и устройству и по громкому звуку своего большого колокола, который слышен был не только во всем городе, но и в окрестных деревнях более чем на 10 верст...»
Головеевские часы были массивными. Их циферблат массой 400 кг и диаметром 5 метров был собран из тяжелых дубовых досок и окрашен лазоревой краской, под цвет неба. По его полю были укреплены светлые жестяные звезды. В верхней части циферблата золотой краской были нарисованы луна и солнце, луч которого служил неподвижной стрелкой. Часовые деления обозначались буквами славянского алфавита.
Головеевские часы служили москвичам весь XVII век. За это время они много раз страдали от пожаров и их приходилось ремонтировать. Из старых архивных документов известно, что первыми часовщиками были отец и сын Вирачевы из Комарицкого стана Устюжского уезда. Мастера, присматривающие за механизмом, имели почетный титул «часовой мастер Спасских часов» и сильно этим званием гордились. Они пользовались в Москве особыми привилегиями. В специальной инструкции говорилось: «У дела на Спасской башне в часовниках не пить и не бражничать, зернью и карты не играть и вином и табаком не торговать». В отличие от Головея часовщикам платили большое жалование.
85 лет «диво мира» – так называли иностранцы часы, изготовленные нашими земляками, – украшало Спасскую башню. А в 1706–1709 годах по приказу Петра I знаменитые часы заменили голландскими, прослужившими с некоторым перерывом до середины XIX века. Всем известные ныне кремлевские куранты были смонтированы в 1851–1852 годах братьями Бутеноп. Конечно, не стоит запоминать, что на Спасской башне 58 колоколов, а вот то, что 13 из них отлиты Кириллом Самойловым и нашими земляками из Комарицкого стана, надо знать и гордиться. В отличие от других районов историческое прошлое и культурное наследие Котласа и Котласского района изучено недостаточно. Возможно, это объясняется тем, что историю города мы исчисляем с 1917 года, а Котласский район в 2009 году отметил всего лишь 85-летие.

Тогда, 385 лет назад, сутки тоже состояли из 24 часов и час был такой же продолжительности, как теперь. Но сейчас сутки делятся на две равные части (по 12 часов каждая) и часы отсчитывают время от 1 часа до 12 часов, а затем еще раз от 1 часа до 12 часов. В древней же Москве сутки делили на две неравные части – часы дня и ночи. Дневными считали часы от восхода до заката солнца, остальные – ночными. Продолжительность дня меняется постоянно на протяжении года, но переналаживали куранты раз в месяц. Самый короткий день в году был в декабре, самый длинный – в июне. Так как самый длинный день в году длился 17 часов, то циферблат древних часов имел 17 часовых делений.
В июне день начинался (по нашему счету) в 3 часа утра резким ударом, означавшим, что ночное время закончилось. В 4 часа они били один раз, отмечая первый дневной час, в 5 – 2 раза и т. д. В 7 часов вечера звучало 16 ударов, а в 8 резкий удар прекращал отсчет дневных часов. Затем шли часы ночи, которых было 7. На башню поднимался часовщик, который вручную перемещал циферблат курантов, и они начинали отсчет времени с одного часа.



Комментарии к статье
"Курантами, сделанными нашими земляками, гордились москвичи":

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем