100-летняя модница живет в Приводино

Автор:
100-летняя модница живет в ПриводиноСветлана АНТРОПОВА
Фото Игоря ТУЛУПОВА

Сто лет исполнится жительнице поселка Приводино Марии Прокопьевне Кокориной 18 октября. Несмотря на свой почтенный возраст, она сама читает, смотрит телевизор и отлично слышит. Правда, не ходит. Два года назад Мария Прокопьевна упала и сломала ногу. Кости так и не срослись.

Частный дом Кокориных на улице Водников в Приводино журналисты «Вечерки» нашли быстро. Помогла женщина, встретившаяся на пути.
– А вы, наверное, 100-лет-нюю бабушку ищете? – поинтересовалась она. – Тут ее многие знают. Давайте я вам дорогу покажу.
У калитки к красивому частному дому нас встретил сын Марии Прокопьевны – Борис Евгеньевич. В середине декабря ему исполнится уже 79 лет, но выглядит он «бодрячком». В тот момент, когда мы пришли в гости, он клал печь в бане. А Мария Прокопьевна, сидя на кровати, смотрела телевизор. Бабулька оказалась очень современная. Всего за несколько дней до нашего визита ухаживающая за ней женщина сделала ей модную короткую стрижку и покрасила волосы. Поверить в то, что Мария Прокопьевна скоро отметит 100-летний юбилей, было почти невозможно.
– Вы из газеты? – улыбнулась она. – Хотите, чтобы я вам о себе рассказала? Так у вас и времени-то на мои рассказы не хватит.
Очень скоро мы поняли, что Мария Прокопьевна – отменная рассказчица с великолепной памятью. Родилась она в одной из деревень Удимского сельсовета. Работать начала с детства:
в 13 лет уже и корову подоить могла, и жать умела. Семья Марии жила бедно, и девочку отправили работать нянькой в богатую семью.
– По дому я тосковала, но жила хорошо. Хозяева были добрые, – вспоминает Мария Прокопьевна. – Когда я поехала домой, хозяйка дала мне ковригу хлеба, напекла капустников и шанег, а хозяин принес ведро гороха и увез меня домой на лошади.
Нянька из Марии получилась неплохая: там она проработала не одно лето.
– А потом я жила у тех, кто позовет, – рассказывает женщина. – Люди спрашивали друг у друга про меня: «Какова девка, что у тебя жила: не ворует, за ребятами не бегает?» Работала прислугой в Красавино и Курцево.
По словам долгожительницы, каждый день у нее тогда начинался одинаково: утром приносила дрова домой, топила печь, а потом ходила в магазин за молоком и рыбой, которую жарила хозяину на завтрак.
– А в деревне Овечкино я была не прислугой, а настоящей работницей, – говорит Мария Прокопьевна. – Косила, стирала, пол мыла… Один раз отпросилась у хозяев на игранью (имеются в виду танцы – авт.), а вечером корова из лесу не пришла. Какая уж тут игранья! Домой вернулась рано, а утром взяла кусочек хлеба и пошла в лес. Иду да кличу корову, а она, милая, и вышла из кустов… А сейчас думаю: не моя же корова, чего так переживала?
А вскоре к девушке и жених свататься пришел.
– Я его знала, он тоже из бедной семьи, – рассказывает Мария Прокопьевна. – Он до этого мне письмо написал, спрашивал, выйду ли за него замуж. Я не ответила. А у нас тогда денег накопилось, отец (он на пароходе ходил) рыбу прислал. Вот мама и сказала, что свадьбу нужно праздновать. Хотя я, конечно, не хотела.
На свадьбу пришли больше тридцати человек. На столе стоял холодец, пирог с рыбой и квас. Еще и суп подавали. Муж, по словам Марии Прокопьевны, оказался человеком хорошим, добрым. Они воспитали семерых детей, еще и племянницу вырастили (родители
у нее погибли). Сейчас из родных детей в живых осталось только двое – старшие сыновья Вениамин и Борис. Оба живут в Приводино, навещают маму.
– А из молодых почти никто не приходит. Наверное, боятся, что моя долгая жизнь на них перейдет, – смеется женщина.
В доме, где живет Мария Прокопьевна, все ей напоминает о муже. Этот дом она покупала вместе с ним.
– Дом стоил 18 тысяч: 10 тысяч нам дали, как нынче в кредит дают, – рассказывает она. – Еще родственники дали. А чтобы остальное собрать, мы с мужем пошли в Котлас вещи продавать. Юбку, осеннее пальто, туфли – все продали.
Мария Прокопьевна – модница. Раньше она всегда шила себе красивые платья. Очень любила танцевать.
В еде, как говорят родные, непривиредлива. А в молодости любимым ее лакомством было козье молоко.
– Моя мама – замечательная, добрая, умная, – рассказывает Борис Евгеньевич. – Она рукодельница: и шила, и вышивала. Лучше портнихи не найдешь!
По словам жены Бориса Евгеньевича, Веры Александровны, ее супруг унаследовал характер мамы.
– Может горячиться, но через пять минут опять стать прежним, – говорит она. – Тоже поет и пляшет.
Вот уже третий год за Марией Прокопьевной ухаживает Римма Белинская, которая стала Кокориным чуть ли не членом семьи.
– Бабушка у нас ежедневно поет, – рассказывает Римма Алексеевна. – Может утром завестись и закончить к обеду. Любит, когда ей новости приводинские рассказывают. В еде непридирчивая, а аппетит у нее хороший. Любит чаи гонять. Год от года она мне все роднее становится.
Еще у Марии Прокопьевны есть кот Федя. Она всегда ему оставляет что-нибудь вкусненькое.
– Его мне внук принес, – рассказывает бабушка о Феде. – Кот уж старенький стал, как и я. Он колбаску любит.
Конечно, у Марии Прокопьевны здоровье уже не то, что раньше.
– Бывает, и врача вызовем, – рассказывает Вера Александровна. – А тот послушает, посмотрит, улыбнется и скажет: «Все хорошо». Сто лет исполнится жительнице поселка Приводино Марии Прокопьевне Кокориной 18 октября. Несмотря на свой почтенный возраст, она сама читает, смотрит телевизор и отлично слышит. Правда, не ходит. Два года назад Мария Прокопьевна упала и сломала ногу. Кости так и не срослись.



Комментарии к статье
"100-летняя модница живет в Приводино":

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Мария Прокопьевна Кокорина, наверное знала жительницу Приводино Баёву Глафиру Ивановну. Она жила сначала на Сокольне. До 1949 года. А потом на Затонской. Бабушка. Незабываемое время. Добрый, честный, трудолюбивый народ. Мои земляки...