Воспитатель, осуждённая за нанесение побоев, продолжает работать в детском доме

Автор:
Воспитатель, осуждённая за нанесение побоев, продолжает работать в детском домеВоспитатель, осуждённая за нанесение побоев, продолжает работать в детском домеЕлена ЛАРЕВА
Фото С. СВЕТЛОВОЙ

То и дело в СМИ мелькают заголовки: «Воспитательница подняла руку на ребенка», «В детском доме избивают детей» и тому подобное. Кто бы мог подумать, что в тихом, спокойном Сольвычегодске может случиться нечто подобное...

Недавно воспитательница дошкольного отделения Сольвычегодского детского дома Марина Лобанова была признана виновной по статье 116 УК РФ «Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль...» Вот только события, из-за которых это судебное разбирательство длилось больше года, произошли шесть лет назад.
Тогда, в 2003 году, воспитатель Марина Лобанова нанесла шестилетнему воспитаннику детдома Алеше Белову телесные повреждения.
– Алеша просто неаккуратно сходил в туалет, и она его избила, – рассказала журналистам «ВК» сестра мальчика Кристина.
Причем, по ее словам, эти избиения происходили не раз. Из детского дома девушка выпустилась в 2008 году. Сейчас она учится в ПУ № 20. Однако в свое время она также воспитывалась под руководством Марины Львовны.
– Но она меня не трогала, – говорит Кристина.
Тем не менее, когда Алеша пожаловался ей на воспитательницу, сразу же ему поверила:
– Когда все это происходило, я уже жила в школьном отделении в другом крыле здания. Я не раз говорила про Алешу и Марину Львовну воспитателям. Насколько я понимаю, никаких мер администрация детского дома не принимала.
Об этом же бездействии руководства детдома на одном из первых судебных заседаний заявил и воспитатель школьного отделения Алексей Соловьев. По его словам, «жалоб на воспитателя Марину Лобанову было больше, чем на кого-либо другого. И жаловались как раз воспитанники, которые из ее дошкольной группы перешли в школьное отделение». Вместе с другими воспитателями он не раз поднимал вопрос, что надо что-то делать. Но почему-то только спустя несколько лет педагог написал заявление в Котласскую межрайонную прокуратуру.
Свидетелями по уголовному делу шли несколько сверстников Алеши Белова. И все. Оказывается, что вплоть до апреля 2008 года в журнал травматизма медсестра детского дома записывала только значительные травмы воспитанников. Выходит, что до апрельского приказа бывшего директора учреждения Александра Южакова (документ, видимо, был издан под воздействием того, что прокуратура начала проверку) синяки и ушибы детей, которые вполне могли быть получены при разных обстоятельствах, в том числе и при избиении, не фиксировались.
Адвокат Марины Лобановой просила оправдать ее в связи с тем, что доверять показаниям потерпевшего и несовершеннолетних свидетелей нельзя. Однако из показаний психолога, вызванного на судебное заседание, стало ясно, что ребенок уже в пять лет запоминает события, которые сохраняются в его памяти на всю жизнь. В связи с этим у суда не было оснований не доверять показаниям детей.
Свою вину в том, что она наносила воспитанникам побои, Марина Лобанова не признала и не признает. Тем более что первоначально в деле фигурировало четыре эпизода, однако впоследствии от поддержания обвинения по трем фактам причинения побоев представитель прокуратуры был вынужден отказаться. Марина Львовна Лобанова и ее напарница Марина Степановна (свою фамилию она просила не указывать) подоплеку всего происходящего видят в другом...
В 2002 году в старинном провинциальном городке Сольвычегодске произошло слияние двух учреждений: бывшей школы-интерната и детского дома. И появилось новое учреждение – Сольвычегодский детский дом. Соответственно, соединились и два коллектива. Вот только душевного единения между ними не произошло. С тех пор, как говорит и. о. директора Сольвычегодского детского дома Леонид Худяков, и началось взаимное непонимание педагогов, приведшее, по его мнению, к тому, что в детском доме «давно уже атмосфера не та». И в то, что Марина Львовна избивала мальчика, он не верит.
– Этим делом против Марины Львовны не столько хотели защитить права детей, сколько дискредитировать директора детского дома Южакова, – утверждает Марина Степановна.
И действительно, в августе этого года директор Южаков написал-таки заявление об увольнении.
Теперь, по словам Марины Степановны, воспитатели боятся даже замечания делать детям, потому что знают, что те могут нажаловаться.
– А Марина Львовна, с которой мы вместе работаем уже семь лет, стала жертвой, – считает Марина Степановна. – Муж у нее умер, заступиться за нее некому. Есть ребенок, который учится в университете. Мне будет очень жаль, если Марину Львовну уберут. Она очень сильный педагог. И все, что сделано в группе, на 80 процентов сделано ее руками.
Про Алешу Белова, которому исполнилось 11 лет, Марина Степановна говорит так:
– Обычный средний ребенок. Только вот из-за того, что больше года на него воздействовали, у него наблюдается явное нарушение поведения. Все эти разборки его развратили.
Марине Лобановой до официального выхода на пенсию осталось шесть лет. Педагогический стаж она уже выработала. Но уходить из детского дома, где она отработала много лет, по собственной инициативе не хочет. Оно и понятно: в Сольвычегодске найти работу женщине предпенсионного возраста очень сложно.
– Я до конца пыталась отстоять свою невиновность. Пережила десять судебных заседаний. Я очень устала от всего этого негатива, – высказывается она.
Точку в этом деле поставил судья Котласского районного суда Владимир Мусонов. Марина Лобанова была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного статьей 116 УК РФ. Ей было назначено наказание в виде 120 часов обязательных работ, но от назначенного наказания за истечением срока давности ее освободили. Прокурор заявлял гражданский иск о взыскании с Лобановой в пользу воспитанника Алеши Белова в счет возмещения морального вреда 20 тысяч рублей, но суд удовлетворил иск частично – только 5 тысяч рублей воспитательница должна выплатить мальчику.
То, что дело все-таки дошло до суда, пусть даже спустя шесть лет, Кристина Белова считает правильным:
– Просто так не будут говорить, что Марина Львовна обижает ребят. Она не должна там работать.
Однако права занимать должность воспитателя Марину Лобанову суд не лишил.

Лариса ДЕВЯТЫХ, главный специалист отдела опеки и попечительства администрации Котласского района:
– Ситуация в коллективе Сольвычегодского детского дома сложилась непростая. И это очень отрицательно влияет на воспитанников, особенно школьного отделения. Марину Лобанову я знаю давно. И не верю, что она могла причинить детям вред. Она их очень любит, и малыши к ней тянутся. Меня удивляет то, что за все эти годы никто из воспитателей ни разу не написал нам ни одной жалобы по поводу жестокого обращения с детьми. Конечно, повлиять на решение директора мы не смогли бы. Но со своей стороны могли организовать проверку, побеседовать с детьми, прояснить ситуацию. Я считаю, что Марина Лобанова должна остаться там работать.



Комментарии к статье
"Воспитатель, осуждённая за нанесение побоев, продолжает работать в детском доме":

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем