От кино остался только праздник?

Автор:
Дмитрий Горынцев
историк-краевед

Есть в календаре замечательный праздник – День кино. Учрежден он был Президиумом Верховного Совета СССР 27 августа 1979 года и приурочен к 60-й годовщине принятия Декрета Совнаркома РСФСР «О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение народного комиссариата по просвещению», в котором кинематограф определялся как самый важный вид искусства в деле образования и просвещения.

У Котласской киносети славные традиции. На территории верхнего Малодвинья и нижней Вычегды кино появилось в 1925 году по инициативе комсомольцев Сольвычегодского района для усиления антирелигиозной пропаганды среди населения. Немые движущиеся картинки, показываемые крестьянам через кинопроектор, производили сильное впечатление. Котласские комсомольцы подхватили новое дело и приобрели свою кинопередвижку. Зрители тогда посмотрели первые советские художественные фильмы «Броненосец «Потемкин»» и «Мать».
С учетом того, что Котлас являлся транспортным узлом, в 1931 году в городе появилось отделение Госкино СССР, которое снабжало кинолентами не только Котласский, но и соседний Сольвычегодский район.
В годы Великой Отечественной войны Котласская киносеть вместе со страной пережила трудные времена. Местный кинопрокат обслуживал только 18 населенных пунктов. Киноаппаратуру перевозили гужевым транспортом летом на телеге, а зимой – в крестьянских санях. Такое тяжелое положение складывалось вплоть до начала 1960-х годов, когда в Котласе создали межрайонную фильмобазу, которая обслуживала пять районов области. Это потребовало технического переоснащения киносети и наличия специального автотранспорта.
Популярность кино в середине XX века была невероятной. Городские кинозалы работали с утра до вечера, билеты на киносеансы почти все распродавались. Люди по нескольку раз смотрели такие знаменитые в те годы кинофильмы, как «Свинарка и пастух», «Веселые ребята».
В январе 1972 года в Котлас пришло телевидение. Передачи транслировались во второй половине дня, что сразу же отразилось на посещаемости кинозалов города и района. Перед дирекциями Котласской городской и районной киносетей поставили сложную задачу по возвращению зрителей в кинозалы. Работа предстояла огромная. В городе и каждом населенном пункте района работники киносети устанавливали и еженедельно обновляли рекламные стенды. Местные радиоузлы, производственные малотиражки и стенгазеты, а также районная газета «Двинская правда» регулярно сообщали о новинках кинопроката. Выпускалась даже специализированная газета «Котласский экран». На предприятиях и в организациях оформлялись киноуголки, распространялись пригласительные билеты, устраивались общественные просмотры фильмов.
Особое внимание обращали на показ хроникально-документальных кинолент по договорам с предприятиями и организациями. Новаторским стало внедрение кинолекториев, сопровождаемых тематическими лекциями и беседами. Ежегодно Котласская киносеть устраивала до 3000 сеансов хроник разной тематики. Большая заслуга в этом принадлежит директору Котласской районной киносети Иннокентию Михайловичу Хабарову.
Нельзя не упомянуть о том, что на наполняемость залов повлияло обустройство в городе и районе современных по тем временам кинозалов со стационарными широкоэкранными киноустановками, позволяющими демонстрировать цветные фильмы. Главной гордостью города стал широкоэкранный кинотеатр «Спутник».
В результате коллектив киносети добился реализации до 70 тысяч билетов в год. Это означало, что лучшие советские и зарубежные фильмы просматривало до 45 процентов населения. Популярные отечественные комедии, а также индийские кинофильмы люди с удовольствием смотрели по два-три раза, чем значительно увеличивали кассовые сборы. За такие высокие показатели Котласская киносеть была признана передовой в области и четыре года подряд (1976–1980 гг.) удерживала переходящее Красное знамя Управления кинофикации и обкома Союза работников культуры. Многие сотрудники киносети за многолетний добросовестный труд награждались знаками, почетными грамотами и дипломами.
Рыночные реформы девяностых годов нанесли по киносети сильный удар. Если в дореформенные годы управление кинофикации предоставляло дотации, то с 1993 года финансовая поддержка существенно сократилась, а в 1994 -м прекратилась совсем. При этом резко возросли налоги и расходы на содержание помещений кинозалов. Можно ли было этот финансовый дефицит покрыть за счет увеличения стоимости билетов? Конечно, но в этом случае зрители в кино просто не пошли бы. Поэтому в течение долгого времени цена взрослого билета удерживалась на уровне 2,5 рублей, а детского – 10 копеек.
С 1995 года киносеть с целью сокращения расходов закрыла более половины киноустановок в районе. Фильмобаза не обновлялась, приходилось реставрировать старые фильмокопии. Падение нравственных ценностей в обществе привело к полному отказу зрителей от советской киноклассики. Люди желали информационной свободы, которую предоставляли полуподпольные видеозалы. Киноцентр в сложившихся условиях вынужден был приобретать для проката дешевые американские кинофильмы, содержащие насилие и эротику. Были попытки приобретать качественные с точки зрения цензуры киноленты не через посредников, а напрямую у киностудий, но это обходилось весьма дорого. Платить по две тысячи за билет люди отказывались, хотя средний размер заработной платы составлял 1,5–2 миллиона рублей. В городских кинотеатрах на сеансах присутствовало в среднем десять человек. На День Победы в том же 1995 году «Спутник» организовал бесплатные сеансы художественных фильмов на военную тематику. Зрителей в зале почти не было…
В 1996 году в районе работали кинозалы Удимского, Песчанского и Сольвычегодского домов культуры, поскольку у местных жителей не было альтернативы телевизору. В Котласе из-за аварийного состояния закрылся кинотеатр «Радуга», сгорел клуб Болтинской лесобазы. На следующий год законсервировали киноустановки Лимендский ДК и клуб «Октябрь». В 1999 году закрылся кинотеатр «Спутник». В августе 2000 года реконструированный «Спутник» пригласил горожан на открытие… большого зала молодежной дискотеки. Под просмотр фильмов отводился только небольшой видеозал на втором этаже.
Последним в районе закрылся кинозал Сольвычегодского дома культуры. Это было в 2002 году.
Кинофестиваль «Сполохи», который прошел в Котласе в марте 2003 года, попытался вернуть людям старое доброе кино. Еще бы, в Котлас прибыли любимые киноактеры: Зинаида Кириенко, Наталья Варлей, Борис Галкин, Римма Маркова и другие. Кинофильмы, которые привезли с собой артисты, показали только в Доме культуры железнодорожников на специально доставленной киноаппаратуре.
В том же году закрылся последний городской кинозал в Котласском киноцентре. Фонды огромного фильмохранилища оказались никому не нужными. Здание фильмобазы передали станции юных туристов.
Сегодня мы с гордостью рассуждаем об успехах современной российской киноиндустрии и смотрим кино… по телевизору. При этом прекрасно понимаем, что никакой «домашний кинотеатр» не создаст иллюзию единения зрителей и присутствия в настоящем кинозале.
Идея возрождения в Котласе кинотеатра витает уже давно. Власти города обещали котлашанам сделать его в «Спутнике». Но прошло полгода, а «Спутник» до сих пор приглашает людей на дискотеки и проводить реконструкцию большого зала под кинотеатр не торопится.
И все же, несмотря на отсутствие в Котласе и районе кинотеатров, хочется поздравить всех ветеранов Котласской киносети с профессиональным праздником.



Комментарии к статье
"От кино остался только праздник?":

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем