В Котласе закрываются представительства и филиалы вузов

Автор:
Ася АБАКУМОВА

Чтобы спасти страну от интеллектуального краха, Министерство образования и науки принимает решительные меры в сфере высшего образования. По России закрыто несколько десятков филиалов и представительств вузов. Объясняется это просто: ухудшение качества образования является угрозой для нашей страны.Безусловно, новые меры не обошли стороной и Котлас. Об этом нам подробно рассказал Всеволод ОСИПОВ, председатель комитета по науке и профессиональному образованию Архангельской области.

– Всеволод Владимирович, почему так стремительно стали закрываться филиалы и представительства вузов?
– Эта ситуация не связана с нынешним экономическим кризисом. Здесь другая проблема. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки стала предъявлять более жесткие требования к деятельности филиалов и представительств вузов в плане соблюдения законодательства. Например, представительства не имеют права вести образовательную деятельность, а у нас представительства некоторых вузов пытались это делать, вели обучение студентов по заочной форме, то есть нарушали закон. Вторая причина – нет уверенности в том, что большое количество филиалов, которые в 1990-е годы открыли почти везде, где можно, дают образование должного качества, соответствующее имени известных, уважаемых вузов, указываемых в дипломах. То есть уровень знаний выпускника филиала может быть очень далек от того, что может и должен давать головной вуз. Таким образом, налицо две причины: требование соблюдения законов и борьба за качество образования.
– А что нужно для того, чтобы создать филиал, который сможет нормально функционировать?
– Нужно вложить действительно большие средства в этот филиал. Это и материальная база, и преподавательский состав: должно быть определенное количество докторов и кандидатов наук. Конечно, хорошо их на месте найти. А если таких нет? Привозить из головного вуза? Это сложно, практически невозможно, потому что сразу встает вопрос с жильем и зарплатой. Именно поэтому филиалам, созданным 10–15 лет назад, которые смогли встать на ноги и создать хорошую материальную базу и кадровый состав, в принципе нечего бояться, они чувствуют себя достаточно уверенно. Никто их закрывать не собирается. А филиалы и представительства, которые «стояли на одной ноге», не зная, куда поставить вторую, головные вузы предпочли закрыть, чем иметь с ними проблемы. Что касается нашей области, то в течение второй половины 2008 года у нас было закрыто несколько представительств московских и питерских вузов, которые сами приняли такое решение, согласовав его с администрацией области и нашим комитетом.
– То есть вузы могут сами принимать решения о реорганизации?
– Вуз в любом случае самостоятелен в формировании своей структуры, но решение по созданию и ликвидации филиалов и представительств должен согласовывать с местными органами власти. Многие вузы поняли, что их филиалы не соответствуют требованиям и лучше их самим закрыть, чем устранять нарушения и затрачивать огромные средства на то, чтобы филиал нормально существовал и обеспечивал качество подготовки.
– А что вы можете сказать относительно Котласского филиала АГТУ, который вскоре закроется? Неужели за столько лет он не оправдал себя?
– Сложная ситуация возникла с этим филиалом. О нем нельзя сказать, что он какой-то слабый или ненадежный. Он существует уже 15 лет, там работают около 60 преподавателей и сотрудников, сложились свои традиции работы со студентами и проведения научных исследований. Думаю, филиал закрывается из-за того, что он так называемый неполный, то есть не осуществляет итоговую аттестацию выпускников. Студенты в зависимости от специальности, по которой они обучаются, после 1 или 2 курса переводятся в головной вуз, то есть полного цикла подготовки в филиале не осуществляется. При этом расходы на его содержание, конечно, значительные, например на материальную базу – учебный корпус и общежитие. Второй фактор, который мог сыграть роль, – это то, что у нас с каждым годом сокращается численность выпускников школ, и всем нашим высшим и средним специальным учебным заведениям все сложнее становится набрать новых студентов. Вероятно, по этим экономической и демографической причинам руководство АГТУ приняло решение о том, что нужно сворачивать деятельность филиала. Хотя, насколько я знаю, администрации Котласа и Архангельской области не соглашались с тем, что этот филиал нужно закрыть, наоборот, всегда подчеркивалось, что он нужен и городу, и району, и в целом южным районам области. Он выполняет важные экономическую и социальную функции.
Тем более в условиях кризиса он мог бы предложить новые услуги – переподготовку, повышение квалификации, особенно для тех работников, которые увольняются сейчас по каким-либо причинам и хотят дальше работать, но для этого им нужно получить соответствующее образование. Я лично, как председатель комитета, считаю, что у этого филиала перспективы есть, он мог бы работать. И наверное, руководство университета могло бы найти способы для дальнейшего его функционирования.
– Что вы можете сказать о ситуации с филиалами и представительствами других вузов в нашем городе?
– Представительство МГАВТ прислало нам письмо, что они закрываются. Мы не возражаем.
МГУТУ в свое время пытался открыть филиал в Котласе, но в связи с жесткими требованиями они открыли лишь представительство, информации об их закрытии не поступало.
С филиалом СПГУВК ситуация нестандартная. Филиал существует на базе Котласского речного училища. Некоторое время назад само КРУ решением учредителя было реорганизовано в филиал этого университета. Получилось, что в Котласе существуют два филиала одного вуза, а такая ситуация по закону недопустима. Сейчас готовится решение данной проблемы таким образом, чтобы два этих филиала реорганизовать в один, который будет вести подготовку по программам и среднего профессионального образования, и высшего. С каким названием будет этот филиал, решит учредитель –
Федеральное агентство морского и речного транспорта.
– Всеволод Владимирович, а как проходит аккредитация вузов?
– Аккредитацию проводит Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки – Рособрнадзор. Она выполняется по заявлению образовательного учреждения. Создается комиссия во главе с сотрудником Рособрнадзора, он собирает экспертов по тем образовательным программам, которые учебное заведение заявило на аккредитацию. Эксперты приглашаются из других вузов, в том числе из других регионов. Установлены показатели, по которым определяется статус высшего учебного заведения – институт, академия, университет. Каким показателям соответствует учебное заведение, такой статус ему и присваивается. При этом, когда проводится экспертиза самого учебного заведения, одновременно проводится экспертиза и его филиалов, то есть они проходят аккредитацию не отдельно от головного вуза, а в его составе. И может получиться так, что, например, в самом головном вузе показатели выполняются, а филиал такой слабый, что если его показатели влить в показатели головного вуза, то они могут понизиться. Как правило, аккредитация проводится один раз в пять лет.
– А может ли вуз в течение этих пяти лет ликвидировать филиал или представительство?
– Они могут быть закрыты в любое время, на усмотрение высшего учебного заведения. Создание или ликвидация структурных подразделений с процедурой аккредитации никак не связаны.
– В таком случае не нарушаются ли права студента?
– Ликвидируя любой филиал, вуз обязан обеспечить студенту продолжение образования или в своем вузе, или в другом филиале, или в другом вузе – на усмотрение самих студентов, и осуществить их перевод туда, куда они выберут. Это предусмотрено федеральным законом.



Комментарии к статье
"В Котласе закрываются представительства и филиалы вузов":

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем