За порушенные могилы никто отвечать не хотел

Автор:
За порушенные могилы никто отвечать не хотелСветлана АНТРОПОВА
Фото С. СВЕТЛОВОЙ

История, произошедшая летом на «семейном поле», всколыхнула общественность. Правоохранительные органы пытаются навести в этом деле порядок: возбуждено уголовное дело за умышленные уничтожение и повреждение имущества, прокуратура просит признать незаконным бездействие котласской администрации, кроме того, подано заявление в суд о признании незаконными действия чиновника, подписавшего разрешение о вырубке деревьев. Хотят привлечь виновных к ответственности и обычные жители города: они требуют возмещения материального и морального вреда. Среди первых, решивших отстоять свои права в суде, оказались брат и сестра Александр Попов и Светлана Махина. Авиаторы разрушили могилу их отца.

Сотрудники редакции помнят, как в августе не смолкали служебные телефоны: люди звонили, чтобы рассказать о том, какой вандализм устроен на «семейном поле». Могил не было видно из-за спиленных деревьев, столики, оградки и памятники у многих валялись на земле. Люди говорили, что будут обращаться в милицию, прокуратуру, суд. Однако от слов к действиям перешли немногие.
На самом деле эта история началась еще в июле. По словам замначальника управления городского хозяйства Александра Крылова, в управление городского хозяйства из Котласского аэропорта пришло письмо с просьбой разрешить вырубку деревьев на старом кладбище, поскольку они мешали полетам воздушных судов. Подобные разрешения давались каждый год при условии, что вырубка будет выборочной, с соблюдением требуемой высоты. Разрешение авиаторы получили без проблем, поскольку раньше конфликтов не возникало. По словам начальника аэро-порта Александра Харинцева, они сделали только то, что требовалось в предписании управления авиационного надзора. Для проведения работ наняли подрядчика из Архангельска – некое ООО «НВ-Проект-Архангельск». В августе Александр Харинцев сказал журналистам, что лично обходил могилы и не заметил, чтобы у кого-то упал памятник. Он предположил, что некоторые из них лежали на земле еще до начала работ, и теперь многие котлашане захотят воспользоваться ситуацией и начнут требовать компенсации.
У Александра Попова и Светланы Махиной на «семейном поле» в 1978 году похоронен отец. Опыта судебных разбирательств у них нет. Поэтому плохо верится в то, что они решили воспользоваться ситуацией и поживиться за счет виноватых. О том, что могила отца благодаря действиям организации, занимающейся рубкой деревьев, стала совершенно неузнаваемой, Александр и Светлана узнали в августе.
– Я ехал в Коряжму по работе и увидел весь этот беспредел, – рассказывает Александр Попов. – К тому времени уже появилась информация о случившемся в СМИ, и мы решили специально съездить на кладбище. Увиденным были шокированы: все было завалено деревьями. Добраться до могилы обычным путем мы не смогли, попали только со стороны УГ. Деревья были навалены на оградку в три слоя. Было практически не видно ни надгробия, ни столика, ни скамейки.
Я стоял на стволе дерева (это примерно на высоте два метра от уровня земли), и картина виделась такая, будто находишься не на кладбище, а на лесоповале.
Второй раз Александр поехал на кладбище уже с видеокамерой. Добраться до могилки обычным путем ему опять не удалось: деревья убраны не были. Он снял увиденное на камеру – хотел обратиться на центральное телевидение. Говорит, там сначала этой темой заинтересовались, но потом отказались.
И только когда Александр Попов приехал на кладбище в третий раз, он наконец-то смог увидеть, в каком состоянии находится могила.
– Стволы деревьев были распилены. Мы добрались до могилки, внимательно все осмотрели, – вспоминает мужчина. – Оградка была полностью смята, столик и скамейка – повреждены, надгробие оказалось целым, а памятник сломан у основания. После этого мы решили обратиться в суд.
Все это время под различными предлогами они не пускали маму на кладбище. Та просилась, но дети, опасаясь за ее здоровье, умоляли: «Мама, подожди: там не пройти, вся дорога завалена». Они разрешили ей навестить могилку мужа только тогда, когда все там заменили. Увидев новые оградку, столик и скамейку, женщина расплакалась. Памятник Поповы пока менять не стали, только забетонировали его у основания.
Свои права Александр Попов и Светлана Махина отстаивали в суде сами. Вынесенным решением остались недовольны. Сейчас они признаются, что недодумали – нужно было обратиться к услугам адвоката или хотя бы попросить совета у тех, кому раньше приходилось бывать в суде, ведь говорить в зале заседания нужно на языке юристов, а эмоции здесь ни к чему. Но что сделано, то сделано.
В ноябре они обратились в суд с иском к городской администрации и ОАО «Авиакомпания «Трансавиа-Гарантия» о возмещении материального ущерба в размере чуть более 11 тысяч рублей и взыскании компенсации морального вреда – 50 тысяч рублей.
Чиновники администрации на судебное разбирательство не пришли. В возражении на иск они указали, что не являются виновниками случившегося, поскольку разрушение могил – это следствие действий организации, выполнявшей работы по вырубке деревьев. Представитель ОАО «Авиакомпания «Трансавиа-Гарантия» Александр Харинцев иск также не признал, сославшись на то, что тоже не является надлежащим ответчиком по этому делу. Он пояснил, что лес, выросший на территории кладбища, находится в зоне воздушных подходов и что еще 26 июня администрация города согласовала его вырубку, а 10 июля авиакомпания заключила договор с ООО «НВ-Проект- Архангельск» на выполнение работ. В этом договоре четко указано, что подрядчик берет на себя все обязательства «по восстановлению за свой счет имущества третьих лиц в случае его повреждения». Но вот что интересно: представитель ООО «НВ-Проект-Архангельск» в своем отзыве на иск указал, что тоже не считает себя надлежащим ответчиком по делу. Мол, на момент лесосечных работ никаких жалоб о повреждении могилы не поступало и урегулировать претензии, по его мнению, должна именно авиакомпания. Еще стало известно, что само ООО «НВ-Проект-Архангельск» никакие работы не выполняло: для этого был привлечен субподрядчик – некое ООО «СМТ-Форум». Однако доказательств существования такого договора ООО «НВ-Проект-Архангельск» в суд не представило, и судья все же признал архангельскую фирму ответчиком, отметив, что привлечение субподрядчика не освобождает ее от ответственности.
В конце ноября исковые требования Александра Попова и Светланы Махиной суд удовлетворил частично. Было решено взыскать с ООО «НВ-Проект-Архангельск» 7060 рублей. Именно столько они затратили на приобретение оградки, стола и скамейки. В компенсации морального вреда им отказали. Судья посчитал, что все доводы о вандализме, умалении памяти умерших во внимание брать не стоит, поскольку «действия виновного не были направлены на уничтожение или повреждение могил, а выражались в производстве по вырубке леса».
– Решение мы считаем несправедливым, – говорит Александр. – И дело даже не в том, что нам не выплатили компенсацию морального вреда. Просто обидно, что никто ни в чем не виноват и отвечать за содеянное не хочет. Работники администрации даже не извинились перед теми, могилы чьих родных пострадали.
Подавать кассационную жалобу Александр Попов и Светлана Махина не стали: проиграв в первой инстанции, они не поверили, что эта затея может закончиться для них победой.

Городской отдел внутренних дел возбудил дело по части 1 статьи 167 Уголовного кодекса – «Умышленные уничтожение или повреждение имущества». Пока в нем фигурируют 32 потерпевших.



Комментарии к статье
"За порушенные могилы никто отвечать не хотел":

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем