Как мы жили в 90-е

Автор:
Девяностые – годы больших надежд, разочарований и бурных перемен. Время, позволявшее буквально в одночасье сколотить огромное состояние и так же легко все потерять. Время «братков», финансовых пирамид, повальной безработицы и тотального безденежья. Давайте вспомним тот непростой период жизни и перелистаем подшивку газеты «Вечерний Котлас» начала 90-х.

Проще нарисовать

Много веков легенде о юноше Нарциссе, любовавшимся своим отражением и превратившемся в цветок. А вот новой цене на нарциссы, предлагаемые городским магазином «Цветы», всего несколько дней.

Но звучит она тоже сказочно: 19 рублей 20 копеек за штуку. Учитывая, что цена цветов на рынке пока не достигла подобного рубежа, нетрудно понять: к 8 марта перешагнет. Не проще ль на листочке цветы нарисовать.
«ВК», 8 марта 1991 года.


Конвертируемый талон

Сколько стоит талон на колбасу? А сколько – талон на сахар? Помилуй, скажет иной, да кто ж нынче продаст талон? Да ни за какие деньги. Так и самому можно остаться без самых необходимых продуктов питания, а ведь семья, дети.

Но доподлинно известно – продают. Курс, как и у любой другой валюты, плавает: сегодня больше, завтра… еще больше. И тот, кто продает, сам без сахара да колбасы не сидит. У него есть лишние талоны... Этих лишних талонов, например на сахар, за первые четыре месяца текущего года было отоварено более 16800 штук, то есть продано сверх лимита более 25 тонн сахара.
А только в августе было отоварено три тысячи лишних талонов на колбасу. Предоставив правоохранительным органам возможность обнаружить логово фальшивоталонщиков, горисполком ищет выход из сложившейся ситуации...
«ВК», 11 октября 1991 года.


Сколько рубах выйдет из флага?

В ночь на 20 ноября с флагштока у здания горсовета исчезло трехцветное полотнище российского стяга.

Как объяснил комендант здания, это уже третий случай с 10 ноября. Пока в запасе были флаги, их быстро вывешивали, и утраты никто не замечал. Но сегодня флаги кончились, а в ателье нет материи нужных цветов. Интерес к яркому полотнищу, скорее всего, коммерческий. Из громадных полос разноцветной ткани можно сшить несколько хороших рубах, а уж носовых платков – хватит на всю жизнь. Именно поэтому непонятно безразличие правоохранительных органов к российскому символу, имеющему в пору дефицита не только политическую ценность.
«ВК», 22 ноября 1991 года.


Будет вам и масло

Городская администрация определилась с нормами отпуска продовольственных товаров на текущий месяц.

В феврале котлашане получат по выданным им талонам: макаронных изделий – 0,3 кг, крупы – 0,5 кг, 100 грамм чая, бутылку спиртного, пачку сигарет, 5 коробок спичек. Решено также рассчитаться и с долгом на не отоваренное в прошлом году растительное масло: на декабрьский талон можно купить килограмм этого вожделенного продукта.
«ВК», 7 февраля 1992 года.


Узнал бы Маркс

Еще недавно о кризисе перепроизводства, например продуктов питания, мы узнавали из учебников политэкономии капитализма. Но вот местная хроника сегодняшнего дня.

Из-за нехватки комбикормов селяне вынуждены сокращать поголовье скота. Но котласский мясокомбинат уже не в силах производить забой. Все его склады забиты мясом и мясопродуктами, которые торговля берет очень малыми партиями из-за высоких цен. Руководство комбината вынуждено сокращать рабочий день, отправлять работников в отпуска. Неужели в нашем голодном крае продукты будут уничтожены, лишь бы не снижать цену?
«ВК», 13 марта 1992 года.


Борьба продолжается

Городской забастовочный комитет работников образования принял решение продолжить забастовку до 16 ноября.

11 ноября не работали 14 ДОУ и 6 школ – №№ 2, 12, 15, 17, 7 и вспомогательная. Остальные учебные заведения работали. К этому решению педагоги пришли, считая дальнейшее продолжение акции бессмысленным: российские власти подняли минимальный размер оплаты труда до 1800 рублей, городские пошли на уступки из расчета своих возможностей. Однако в перечисленных учреждениях забастовку не прекратят, пока не дождутся решений Всероссийской и областной конференции работников образования, продолжая бороться за повышение ставок учителям, которые сегодня в зависимости от стажа работы составляют от 4900 до 11700 рублей.
«ВК», 13 ноября 1992 года.


Как живёшь, безработный?

Количество безработных в нашем городе продолжает расти. За день в городскую службу занятости приходит уже около 150 человек.

Грех завидовать людям, оставшимся не у дел, но областные законодатели, установив общий для всей области максимальный размер пособия, похоже, взялись стимулировать безработицу. И бывший шахтер, получавший более 100 тысяч рублей в месяц, и работник средней руки (имевший по 30 тысяч рублей) первые три месяца вынужденного бездействия будут получать по 19692 рубля.
Однако в основной массе статус безработных людей не устраивает. Из 499 человек, обратившихся в городскую службу занятости в январе-феврале 1993 года, 143 уже нашли работу.
«ВК», 12 марта 1993 года.


Храните деньги в сберегательных... бутылках!

Пока неисправимые оптимисты-вкладчики ждут обещанной индексации своих вкладов, худеющих от инфляционной горячки на счетах различных банков, очередной сюрприз ожидает тех, кто вкладывает деньги не в банки, а в... бутылки.

Дело в том, что местные власти вынуждены будут поднять залоговую цену на стеклопосуду емкостью 0,5 литра. В соседних рай-онах она уже равняется 30 рублям, и на разнице залоговых цен (у нас бутылка стоит 12 рублей) давно греют руки вездесущие коммерсанты. Если у нас бутылка подорожает до 30 рублей, то «коэффициент индексации» от первоначальной цены (12 копеек) составит 250! Вряд ли какой-то банк предложит своим вкладчикам такие дивиденды. Так что подумайте, где хранить деньги.
«ВК», 21 мая 1993 года.



Комментарии к статье
"Как мы жили в 90-е":

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем