Жизнь и «Совесть» Ирины Дубровиной

Автор:
Светлана АНТРОПОВА

В Котлас с красным дипломом Ленинградского университета Ирина Дубровина ехала работать как в ссылку. Говорит, отправили ее сюда неслучайно: в своей анкете она указала, что ее отец был репрессирован как враг народа. Серый грязный город с деревянными домами девушке сразу не приглянулся. Но спустя годы он все же стал для нее родным: здесь она вышла замуж, вырастила детей, возглавила историко-просветительское движение «Совесть».

При поступлении в университет Ирина решила скрыть правду о том, что ее отец еще в 1938 году был признан врагом народа. А вот когда закончила учебу, во всем призналась. Говорит, дальше молчать было опасно. В Котлас она приехала со специальностью химик-неорганик. Устроилась учительницей химии в школу
№ 3. Молодую девчонку тут же нагрузили работой: две смены в обычной школе и одна в вечерней. Такая занятость, по словам Ирины Дубровиной, помогла не впасть в депрессию. Она старалась дать ученикам как можно больше знаний, а для этого требовались оборудование и реактивы, которых в школе не было. Все эти заботы Ирина взвалила на себя.
– Пришлось повоевать с директором, – говорит Ирина Дубровина. – В обособленный от класса кабинет она складывала всякую рухлядь. А я все это оттуда «выселила» и создала химическую лабораторию.
Молодую учительницу любили не все коллеги. Она ходила с детьми в походы в то время, когда в школе это не приветствовалось, и не требовала строгой дисциплины в классе, как другие педагоги. Если возникали трудности в общении со школьниками, она никогда не повышала голос.
– Мне прямо в лицо говорили: «Ты делаешь то, что никто не делает, и не делаешь то, что все делают», – вспоминает Ирина Андреевна. – Руководство школы было недовольно.
На одной из школьных вечеринок с Ириной познакомился молодой человек – сын одной из учительниц. Спустя несколько месяцев он стал ее мужем. Тот факт, что за плечами девушки был университет, а он окончил десятилетку и только что вернулся из армии, юношу не испугал. «Да я еще догоню и перегоню тебя», – сказал он тогда своей избраннице.
– Муж действительно перегнал меня в карьере, – признается Ирина Дубровина. – Закончил техникум, институт, стал подниматься по карьерной лестнице. Он нашел себя в строительстве.
После рождения второго ребенка Ирина ушла из школы. Решила, что воспитание детей важнее. Она устроилась на полставки в учебно-консультационный пункт заочного института железнодорожного транспорта. Там отработала 16 лет.
– Мужа возили на машине на обед, а я должна была еду вовремя приготовить и детей воспитывать, – говорит Ирина Андреевна. – Когда сыну исполнилось 15 лет, он стал меня заменять дома. А я ездила до Воркуты. На разных станциях в вагоне-лаборатории проводила лабораторные работы, принимала зачеты, экзамены.
Однако Ирина Андреевна признается, что самая интересная, творческая, часть ее жизни началась, когда она вышла на пенсию. Почти 20 лет назад она оказалась на учредительной конференции отделения областной организации «Совесть», которую проводила директор Котласского краеведческого музея Алевтина Денисова. На эту встречу приглашались все, кто считал себя или своих родных жертвами политических репрессий.
Работая в «Совести», Ирина Андреевна специально поехала в Волгоград, чтобы найти судебное дело отца.
– Основанием для признания отца врагом народа стали три якобы сказанные им в частной беседе фразы: «Преподавателям повысили зарплату, а уборщицам нет», «Товар в наших магазинах ненадлежащего качества» и «Каменев и Зиновьев были помощниками Ленина», – говорит Ирина Андреевна. – За это ему дали восемь лет лагерей.
Ирина Андреевна рассказывает, что поначалу в «Совести» очень медленно накапливались материалы, связанные с репрессиями. Разглашение того, что творилось в лагерях, при советской власти наказывалось в уголовном порядке. Только единицы в девяностые годы осмеливались поверить в невозвратность прошлых преследований. Позднее, когда вышел Закон «О реабилитации жертв политических репрессий», организация «Совесть» занялась правозащитной работой и создала бесплатную юридическую консультацию. Постепенно наполнялся архив историй жертв репрессий. По инициативе «Совести» кладбище Макариха получило статус мемориального. Ирина Андреевна стала автором трех проектов, благодаря которым «Совесть» получила гранты: два из них составляли 5 и 6 тысяч долларов.
2 ноября Ирине Андреевне исполняется 80 лет. У нее четыре внука и три правнучки. Но сама она своих лет не ощущает. Отметить юбилей Ирина Андреевна решила по-особенному, пригласив близких по духу людей в... Котласский драматический театр на спектакль-сказку «Веселый Роджер».
– Разными кулинарными блюдами сейчас никого не удивишь, – говорит она. – А вот в духовной пище люди будут нуждаться всегда.
В театре сначала можно будет посмотреть спектакль, а потом наговориться вволю.



Комментарии к статье
"Жизнь и «Совесть» Ирины Дубровиной":

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем

Фото Котласа

Популярное