А был ли праздник?

Автор:
Николай ЗАВАДСКИЙ

День народного единства прошел в Котласе тихо и незаметно, словно и не было государственного праздника, «красного дня календаря». Возможно, местные власти решили, что не по рангу нам организовывать шумные демонстрации, подобные прошедшим в больших городах. Когда на главной площади стихийно собираются митинги, разговоры о праздновании народного единения могут показаться как минимум неуместными.

Действительно, организация демонстрации един­ства народа, когда так ярко обозначилась пропасть между богатыми и бедными, довольными и недовольными действиями властей, – занятие почти безнадежное. Как-то трудно представить себе колонну с шарами и флагами, где в одном строю идут с радостными улыбками и дородный представитель субъектов естественных монополий, и продрогший бомж, и изрядно обносившийся пенсионер... Трудно представить един-ство без равенства. Но было и иначе. Были многотысячные колонны с транспарантами, славящими руководителей, и удивительное ощущение непобедимой мощи народа. А ведь равенства не было и тогда. «Народ и партия едины, но только разное едим мы» – этот лозунг тоже из того времени. Значит, имущественное равен-ство еще не главное условие единства? Когда в 1612, 1812, 1945 годах русское ополчение гнало из России захватчиков, в его рядах плечом к плечу стояли насмерть и сирый крестьянин, и купеческий сын, и богобоязненный священник, и потомственный дворянин, и бесправный политзаключенный, и партийный функционер.
Конечно, в лихую годину вступает в силу иная система ценностей. И невольно вспоминаются слова из песни: «Русские, русские, беспокойная страна, неужель, чтоб быть сильней, вам беда нужна?» Но примеры единения были и в мирные дни. Вспомните, как мы радовались полету Гагарина, знаменательным победам наших легендарных спортсменов: хоккеистов, гимнастов, фигуристов.
Порой кажется, что сама жизнь пытается выкорчевать из российского народа веками живущее в его недрах чувство коллективизма. Рыночная экономика делит нас на успешных и неудачников, на бедных и богатых. Проповедники всех мастей пытаются вести нас в разные стороны вслед за новыми пророками, которые зовут к счастью и вечной жизни. Многопартийная политическая система раскидывает нас по разным лагерям, чтобы свести в непримиримой схватке в дни выборов.
Но словно вопреки этим превратностям жизни мы остаемся согражданами, соотечественниками – людьми. По-прежнему готовы протянуть руку помощи незнакомому человеку, поддержать его в трудную минуту словом и делом, не обращая внимание на национальность, вероисповедание, политические пристрастия. Как часто, безоговорочно доверяя этому неистребимому человеколюбию нашего народа, мы обращались к горожанам с просьбами помочь найти деньги, чтобы спасти безнадежно больного ребенка, возродить поруганный храм, скомплектовать портфели для будущих первоклассников из малоимущих семей, купить подгузники для младенцев-сирот из дома ребенка. Любая просьба незамедлительно вызывала поток предложений помочь. И словно перед угрозой полонения со стороны внешних врагов в едином порыве поддержать ближнего становились рядом и процветающий бизнесмен, и перебивающийся от пенсии до пенсии ветеран труда, и представители политических партий, и малые дети, заработавшие первый в своей жизни рубль.
Видимо, это загадочная русская душа хранит в своей глубине трепетный огонек любви к ближнему. И именно эта искра объединяет народ и в дни суровых испытаний, и в дни национального триумфа.
А как же праздник? Разве эта наша способность к единению не повод отметить его как следует? Может быть. Но, по-моему, гораздо важнее почувствовать праздник в душе, испытав гордость за себя, за тех, кто рядом, за весь народ, который несмотря ни на что может быть и добрым, и сильным, и мудрым, и единым.



Комментарии к статье
"А был ли праздник?":

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем