Первое слово Женя произнесла в 14 лет

Автор:
Елена ЛАРЕВА

О жизни Жени Шепуревой можно снять фильм. Получится настоящая мелодрама, запутанная и очень грустная.

Длинные коридоры, прибранные спальни и какая-то армейская чистота сразу бросаются в глаза, когда заходишь в интернат для глухих и слабослышащих детей, что находится в Вычегодском. Но больше всего в нем поражает тишина. Не такая, какая случается в обычном классе (кто-то водит мелом по доске, кто-то тихонько шепчется, кто-то в ладошку хихикает или быстро листает учебник),
а тишина неестественная.
А фильм, наверное, стоило бы начать с того, как жила в глухой деревушке Вяткинская Шенкурского рай-она глухая девочка Женя Шепурева. Кроме нее в семье (если можно так назвать) подрастали еще двое детей – старший брат и младшая сестра. Мама – алкоголичка, отец умер. Больше всего не повезло «середышу» Женечке: родилась полностью глухой, чего, естественно, пьющая мамочка поначалу и не заметила.
– Грязно в доме очень было. Я убегала из него в разные места. Жила как собачка. Хорошо, что хоть соседи подкармливали, – переводит нам Женин рассказ ее классная руководительница Валентина Бебякина.
Девочка проводила все время на улице. От жизни с мамой у Жени остались агрессия и недоверие к людям.
– Знаете, что самое ужасное? – волнуясь говорит Валентина Павловна. – Это то, что мать получала на троих детей разные пособия и пенсию и не хотела отдавать детей на гособеспечение.
В конце концов ее лишили родительских прав. Но ведь сколько времени для девочки было потеряно!
Для глухих детей очень важно начать как можно раньше развивать речевой аппарат. А Жене было четырнадцать лет, когда она попала в Вычегодскую специальную общеобразовательную школу-интернат и пошла учиться в первый класс.
– До нас она не знала, что такое ласка. Пришла к нам как зверек неприрученный. Не хотела учиться, а мы ее отогрели, – вспоминает Валентина Павловна.
Женя и вправду оттаяла и расцвела. Если сначала она только мычала, не умела правильно жестикулировать, то в интернате она стала произносить первые слова.
Речь – вот главное, что требуют от своих воспитанников педагоги. К первому классу многие глухие дети не умеют читать, писать, считать, не знают стихотворений. Учителю нужно за один год вложить в них то, что родители не смогли дать за первые семь.
А еще таким детям особенно остро не хватает любви и внимания родных людей, объясняют в интернате. В прошлом году у Жени объявилась родная московская тетя. Приехала в Котлас проведать племянницу. Оказывается, Женин брат, которого она очень давно не видела, тоже обитает в столице. И Женя теперь мечтает поселиться в Москве, иметь свое отдельное жилье. Вот только насколько реальны эти планы? Учителя в интернате оптимизма не выказали.
Следующей весной девушка заканчивает девятый класс. Ей исполняется 23 года, и по закону она теряет статус сироты. А это значит, что в десятый класс ей дорога закрыта. Ее не возьмут даже в специализированное ПУ, потому что туда берут глухих и слабослышащих детей только после окончания одиннадцатилетки. Что ждет Женю в будущем?
– Поедет домой – туда, где она прописана, – объясняет директор интерната Ольга Балдакова. – И мы ничего поделать с этим не можем. Хотя прописка чисто номинальная, а жилья, пригодного для проживания, как такового у Жени нет.
Согласно акту обследования дома Шепуревых, полученному от администрации тамошнего сельсовета, в нем разрушены печки, нужен ремонт полов и стен. И хотя по закону к Жениному приезду местные власти должны привести дом в порядок за свой счет, учителя интерната сомневаются в том, что это будет сделано.



Комментарии к статье
"Первое слово Женя произнесла в 14 лет":

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем