Автор:
В 20-х годах прошлого века взрывали и разрушали храмы по всей стране. С 1923 по 1926 годы наш земляк Николай Тюкавин работал в Великом Устюге заведующим Северо-Двинским подрайонным комитетом водников и принимал непосредственное участие в закрытии Мироносицкой церкви в этом старинном городке. Вот как вспоминал он об этом событии.
В Подрайкомводе уже давно обсуждался вопрос о необходимости строительства клуба во второй части города. Составили проект двухэтажного деревянного здания, подсчитали стоимость постройки, но оказалось очень дорого, что-то около ста тысяч рублей. Такой суммы Подрайкомвод не мог изыскать. Тогда рабочие подсказали мысль осмотреть расположенные поблизости церкви, в большинстве пустовавшие, и приспособить одну из них под клуб. По поручению Подрайкомвода пишущий эти строки вместе с техником участка пути Г. Ф. Гусевым пошли осматривать церкви. Больше всех понравился холодный (летний) храм Мироносицкой церкви. К тому же он и находился на бойком месте – вблизи пристани.
К несчастью оказалось, что Мироносицкая церковь имела религиозную общину, насчитывающую до 140 членов, поэтому взять храм сразу же было нельзя. Руководящие организации предложили нам добиться согласия членов религиозной общины. Председателем общины был владелец част-ной кузницы Мотохов. У не-го узнали список членов общины, и началась нелегкая работа по сбору подписей верующих о согласии на передачу церкви под клуб. Это было в начале весны 1925 года. Сбор подписей шел довольно успешно: количество лиц, давших согласие, приближалось к половине общего состава общины. Но тут случилось непредвиденное: вернулся из ссылки священник этой церкви. Говорили, что до революции он был инженером в Кронштадте. Будучи религиозным фанатом, после революции стал попом. За контрреволюционную пропаганду попал в тюрьму, потом был выслан. С его приездом Мироносицкая церковь начала функционировать, члены общины прекратили подписывать согласие на передачу храма под клуб. Пришлось обратиться за советом к первому секретарю Северо-Двинского губкома ВКП(б) старому речнику
И. М. Шумилову. Он посоветовал наш вопрос поставить на обсуждение рабочих, которые и вынесли резолюцию: церковь передать им. Но община по закону имела право в двухнедельный срок обжаловать это решение во ВЦИК. Буквально за один день до окончания срока обжалования поступил протест общины. Губисполком со своим заключением направил его в Москву. Нам пришлось спешно создавать делегацию для посылки в столицу. Она состояла из трех человек – председателя берегового месткома водников, бывшего машиниста парохода П. Сухаревского, слесаря мастерских М. Хабарова и меня как заведующего культотделом.
В Москве мы разыскали приемную председателя ВЦИКа товарища М. Калинина. Нас направили к товарищу Елеонскому, специалисту по вопросам культа. Ознакомившись с нашими бумагами и документами, он заметил, что такие вопросы советское правительство решает довольно просто. Много доказательств на необходимость передачи здания церкви под клуб не требуется, тем более что верующие (в нашем случае) имеют в своем распоряжении другой храм и могут молиться сколько угодно. Уходить сразу же из приемной Калинина нам не хотелось. На счастье, вдруг открылась ближняя дверь, из которой появился сам Калинин. Наш Миша Хабаров мгновенно сорвался с места ему навстречу: «Здравствуйте, Михаил Иванович! Вот мы приехали из Великого Устюга просить Вас разрешить использовать одну церковь под рабочий клуб» и т. д. Калинин пожал нам руки и сказал, что это очень хорошо, что рабочие стремятся делать из церквей свои клубы.
Через несколько дней на заседании ВЦИКа вопрос о передаче храма без всяких прений был решен в пользу рабочих. В тот же день мы дали в Подрайкомвод телеграмму с радостным извещением и через пару дней выехали в Устюг. Надо было произвести за лето максимум работы.
Получили от церкви ключи. Запросили религиозную общину о том, кому передать находившиеся в церкви иконы. Наняли рабочих и перенесли их в оставшийся в распоряжении общины соседний храм. Рабочие, перенося на спине большие тяжелые иконы, шутили: «Долго Бог ездил на нашей спине, да и сейчас еще приходится его возить на горбу». Когда стало нужно снимать кресты с церкви и разбирать главы, на эту работу не сразу нашли охотников: старые рабочие-каменщики, еще не освободившиеся от религиозного дурмана, не хотели браться за дело. Пришлось поискать людей помоложе, главным образом из числа бывших солдат, прошедших Гражданскую войну. Работа пошла полным ходом. Сцену сделали в бывшем алтаре. В зрительном зале для увеличения емкости и использования высоты помещения устроили два яруса балконов. Барьеры их отделали красным плюшем, как в хорошем столичном театре. Руководил художественной отделкой клуба и писал декорации для сцены молодой местный художник, талантливый юноша Александр Казаков. В конце мая 1926 года, ровно через год после решения ВЦИКа о передаче церкви, клуб был открыт. В 1936 году за проявленную инициативу и активное участие в строительстве клуба и в честь десятилетия со дня его открытия ЦК Союза водников отметил меня ценным подарком – фотоаппаратом.
В Подрайкомводе уже давно обсуждался вопрос о необходимости строительства клуба во второй части города. Составили проект двухэтажного деревянного здания, подсчитали стоимость постройки, но оказалось очень дорого, что-то около ста тысяч рублей. Такой суммы Подрайкомвод не мог изыскать. Тогда рабочие подсказали мысль осмотреть расположенные поблизости церкви, в большинстве пустовавшие, и приспособить одну из них под клуб. По поручению Подрайкомвода пишущий эти строки вместе с техником участка пути Г. Ф. Гусевым пошли осматривать церкви. Больше всех понравился холодный (летний) храм Мироносицкой церкви. К тому же он и находился на бойком месте – вблизи пристани.
К несчастью оказалось, что Мироносицкая церковь имела религиозную общину, насчитывающую до 140 членов, поэтому взять храм сразу же было нельзя. Руководящие организации предложили нам добиться согласия членов религиозной общины. Председателем общины был владелец част-ной кузницы Мотохов. У не-го узнали список членов общины, и началась нелегкая работа по сбору подписей верующих о согласии на передачу церкви под клуб. Это было в начале весны 1925 года. Сбор подписей шел довольно успешно: количество лиц, давших согласие, приближалось к половине общего состава общины. Но тут случилось непредвиденное: вернулся из ссылки священник этой церкви. Говорили, что до революции он был инженером в Кронштадте. Будучи религиозным фанатом, после революции стал попом. За контрреволюционную пропаганду попал в тюрьму, потом был выслан. С его приездом Мироносицкая церковь начала функционировать, члены общины прекратили подписывать согласие на передачу храма под клуб. Пришлось обратиться за советом к первому секретарю Северо-Двинского губкома ВКП(б) старому речнику
И. М. Шумилову. Он посоветовал наш вопрос поставить на обсуждение рабочих, которые и вынесли резолюцию: церковь передать им. Но община по закону имела право в двухнедельный срок обжаловать это решение во ВЦИК. Буквально за один день до окончания срока обжалования поступил протест общины. Губисполком со своим заключением направил его в Москву. Нам пришлось спешно создавать делегацию для посылки в столицу. Она состояла из трех человек – председателя берегового месткома водников, бывшего машиниста парохода П. Сухаревского, слесаря мастерских М. Хабарова и меня как заведующего культотделом.
В Москве мы разыскали приемную председателя ВЦИКа товарища М. Калинина. Нас направили к товарищу Елеонскому, специалисту по вопросам культа. Ознакомившись с нашими бумагами и документами, он заметил, что такие вопросы советское правительство решает довольно просто. Много доказательств на необходимость передачи здания церкви под клуб не требуется, тем более что верующие (в нашем случае) имеют в своем распоряжении другой храм и могут молиться сколько угодно. Уходить сразу же из приемной Калинина нам не хотелось. На счастье, вдруг открылась ближняя дверь, из которой появился сам Калинин. Наш Миша Хабаров мгновенно сорвался с места ему навстречу: «Здравствуйте, Михаил Иванович! Вот мы приехали из Великого Устюга просить Вас разрешить использовать одну церковь под рабочий клуб» и т. д. Калинин пожал нам руки и сказал, что это очень хорошо, что рабочие стремятся делать из церквей свои клубы.
Через несколько дней на заседании ВЦИКа вопрос о передаче храма без всяких прений был решен в пользу рабочих. В тот же день мы дали в Подрайкомвод телеграмму с радостным извещением и через пару дней выехали в Устюг. Надо было произвести за лето максимум работы.
Получили от церкви ключи. Запросили религиозную общину о том, кому передать находившиеся в церкви иконы. Наняли рабочих и перенесли их в оставшийся в распоряжении общины соседний храм. Рабочие, перенося на спине большие тяжелые иконы, шутили: «Долго Бог ездил на нашей спине, да и сейчас еще приходится его возить на горбу». Когда стало нужно снимать кресты с церкви и разбирать главы, на эту работу не сразу нашли охотников: старые рабочие-каменщики, еще не освободившиеся от религиозного дурмана, не хотели браться за дело. Пришлось поискать людей помоложе, главным образом из числа бывших солдат, прошедших Гражданскую войну. Работа пошла полным ходом. Сцену сделали в бывшем алтаре. В зрительном зале для увеличения емкости и использования высоты помещения устроили два яруса балконов. Барьеры их отделали красным плюшем, как в хорошем столичном театре. Руководил художественной отделкой клуба и писал декорации для сцены молодой местный художник, талантливый юноша Александр Казаков. В конце мая 1926 года, ровно через год после решения ВЦИКа о передаче церкви, клуб был открыт. В 1936 году за проявленную инициативу и активное участие в строительстве клуба и в честь десятилетия со дня его открытия ЦК Союза водников отметил меня ценным подарком – фотоаппаратом.
Материал подготовила
сотрудник Котласского краеведческого музея
Надежда МЕЛЬНИКОВА.
сотрудник Котласского краеведческого музея
Надежда МЕЛЬНИКОВА.