МИРОВАЯ ИЗВЕСТНОСТЬ СОЛЬВЫЧЕГОДСКОГО МУЗЕЯ

Автор:
Сольвычегодский музей образован в мае 1919-го как музей-хранилище Сольвычегодского края. С 1937 по 1955 годы он был краеведческим, а в октябре 1956 года стал историко-художественным.
В собрании музея находятся вклады семьи Строгановых в Благовещенский собор, которые имеют мировую известность. Это иконы мастеров, работавших в строгановских иконописных горницах, шитые золотыми и серебряными нитями пелены и облачения священнослужителей, являющиеся изделиями строгановских мастерских лицевого шитья, и предметы церковной утвари из серебра – работы сольвычегодских мастеров-серебряников.
Много произведений древнерусского церковного искусства XVI–XVII веков сотрудникам музея удалось спасти, когда в стране целенаправленно уничтожалось все, что было связано с православной культурой. Сохранены наиболее ценные в художественном отношении памятники из ликвидированных храмов Сольвычегодска и Сольвычегодского уезда. Например, святыни бывшего Николо-Коряжемского монастыря – власяница и вериги преподобного Лонгина Коряжемского, которые более 70 лет хранились в музее. В 1998 году они были возвращены коряжемскому храму.
Сотрудники музея провели огромную работу по сбору произведений народного искусства. Первая экспедиция была организована в верховья реки Пинеги в 1921 году. Найденные тогда предметы составили основу коллекции народного искусства Сольвычегодского музея. Среди них есть и знаменитая плачея – редчайший образец свадебного головного убора.
Экспедиции проводились на протяжении всех 85 лет существования музея. В девяностые годы впервые стали собирать памятники духовной культуры. Сегодня музей имеет богатейший архив фольклорных материалов – более 3000 аудио- и видеозаписей словесно-музыкального фольклора различных жанров и разнообразных сведений по истории и культуре края.
В фотоархиве хранятся бесценные снимки, запечатлевшие целую эпоху в жизни Сольвычегодска. Начинается она крестным ходом в девятое воскресенье после Пасхи в 1903 году и заканчивается приездом последней представительницы рода Строгановых – баронессы Елены Андреевны Строгановой – в июне 1999 года.
В научной библиотеке музея более 2000 редких изданий по истории искусства, реставрации и хранению культурного наследия, музейному делу, истории и культуре Русского Севера.
Музей активно пополняет свои фонды, коллекции письменных источников, денежных знаков и медалей, графики. Более 400 работ ему передал в дар уроженец Сольвычегодска художник Л. С. Аруев.
Много делается для сохранения культурного наследия. За последние годы в Благовещенском соборе проведена большая противоаварийная работа. Экспонаты реставрируются в ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря, мастерских Государственного Русского музея, Государственного института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, Санкт-Петербургского художественного училища им. Н. К. Рериха и Суздальского художественно-реставрационного училища.
В 2000–2004 годах музей участвовал в крупных международных выставках: «Строгановы. Дворец и коллекции русской аристократической семьи» (Портленд, Кимбелл), «Богатство Строгановых. История семьи» (Амстердам), «Строгановы. Меценаты и коллекционеры» (Государственный Эрмитаж).
С 1994 года при музее появилась школа-мастерская народных ремесел. Работы педагогов и юных мастериц выставлялись на всероссийских, региональных и областных выставках, а в ноябре 2002 года они получили Гран-при межрегионального фестиваля «Русский костюм на рубеже веков», который проходил в Ярославле.
Зинаида МЕХРЕНЬГИНА,
зам. директора по научной работе СИХМ.



Комментарии к статье
"МИРОВАЯ ИЗВЕСТНОСТЬ СОЛЬВЫЧЕГОДСКОГО МУЗЕЯ":

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем