СВЕТЛАЯ АКТРИСА

Автор:
С актрисой Маргаритой Николаевной Третьяковой, обладательницей премии Сергея Плотникова и медали ордена “За заслуги перед Отечеством” II степени, мы встретились в назначенный час у нее дома. Маргарита Николаевна оказалась откровенной и интеллигентной женщиной, с прекрасным чувством юмора. Мы беседовали о ее учителях, коллегах, первых ролях и даже окунулись в детские воспоминания.
В СЕМЬ ЛЕТ ОНА УЗНАЛА И КОВАРСТВО, И ЛЮБОВЬ
Рите исполнилось семь лет, когда отец впервые взял ее на спектакль. Это была постановка по произведению Шиллера “Коварство и любовь”.
– Боже, что творилось тогда в моей душе! – восклицает Маргарита Николаевна. – Я была ни жива, ни мертва – весь спектакль сидела не шевелясь. А возвращаясь домой, ног под собой не чувствовала, казалось, меня несла какая-то странная сила. Спасибо отцу – он не стал тревожить мои чувства.
В этот день родилась Любовь. Теперь, несмотря на запреты взрослых, девочка проникала в зрительный зал, пряталась за кулисами и зачарованно глядела на сцену. Бывало, Рита не справлялась с чувствами, и тогда посреди спектакля раздавались... всхлипывания ребенка. Но выгнать впечатлительную малышку никто не решался. Более того, работники к ней быстро привыкли и относились как к родной. Риту знали во многих театрах – ее отец был скрипачом и часто брал дочь на гастроли.
Возвращаясь домой, в Саратов, маленькая мечтательница вместе с дворовыми ребятами играла в театр: ставила спектакли, разучивала роли. А еще – читала перед детской аудиторией стихи, взятые из маминого альбома.
РИТА НЕ СТАЛА НОВЫМ ПАГАНИНИ
А ведь ей пророчили музыкальное будущее – с шести лет играла на скрипке, укрощала фортепьяно. Рите это нравилось. До музыкальной школы родители провожали ее через весь город. Редкий раз она не заглядывала в “оперный кабинет”, чтобы понаблюдать за происходящим. Но театр юную душу пленил гораздо сильнее. В четырнадцать лет Маргарита все-таки бросила “музыкалку”.
– Некоторые музыканты звали к себе на занятия. Но одного я боялась за круглые очки, другого – за огромные глаза. Встреча с педагогами была для меня настоящей пыткой – я терялась и ничего не могла сыграть. “Что ж, – сказал мне отец, – а я-то думал, что ты станешь новым Паганини”.
А еще Рита любила танцевать. Услышит музыку и ничего с собой поделать не может: ноги сами в пляс идут. Однажды, выйдя на одной из железнодорожных станций во время остановки, услышала, как допризывники на гармошке “Цыганочку” играют. Никто и оглянуться не успел, как Рита оказалась в центре круга.
“ДЕТОЧКА, ТЫ МОЛОДЕЦ!”
Переломным в ее жизни стал переезд в военное время в Алма-Ату. Там Рита впервые близко увидела театральных звезд. Пообщалась с самой Галиной Улановой, которую боготворила с детства. Да что говорить, если актерскому мастерству ее обучали такие известные педагоги, как Наталия Сац и Виктор Розов! Маргарита Николаевна называет их “мои самые дорогие люди”. С трепетом и любовью она хранит двухтомник воспоминаний Наталии Сац и брошюру о неповторимом Викторе Розове. А с какой любовью рассказывает о них! Считает, что Сац всегда ставила очень яркие спектакли с профессиональной хореографией, а Розов уделял внимание прежде всего правдивости. Признательность к ним сохранила и по сей день – чувствуя, что спектакль получился, актриса безмолвно благодарит своих учителей.
– Помню свои первые роли – Герду в “Снежной королеве” и Зою Космодемьянскую, – вспоминает. – А еще больше – ощущения. Когда выходила после спектакля на поклон, а позади опускался плакат с изображением Зои Космодемьянской, я вся тряслась от страха, ноги подкашивались и казалось, вот-вот упаду. Жутко было! Но сразу после премьеры ко мне в гримерку подошла Наталия Сац и сказала: “Деточка, ты молодец!”.
Потом были новые роли: маленькие и большие, любимые и не очень. В юности Маргарита мечтала сыграть Нину в “Маскараде” Лермонтова, но на ее просьбу ей ответили: “Да вы же ребенок!”, а роль отдали другой девушке. Хоть плачь! Но слезами горю не поможешь, и Рита вновь пришла к режиссеру, прочитала ему несколько реплик главной героини и вдруг услышала заветное: “Берем! Вы нам подходите”. Добилась все-таки своего! Кстати, роль Нины до сих пор – любимая.
АКТРИСАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ?
Приехав в Котлас, решила, что не задержится здесь надолго. Но у судьбы были иные виды на молодую актрису.
В коллективе Рита прижилась сразу. И немудрено – работала всегда с самоотдачей, да такой, что, казалось, вовсе не играет она, а живет на сцене. Наверное, так оно и было. За тридцать с лишним лет для Третьяковой Котласский драматический театр стал дорогим и родным – здесь она знает каждый уголок. А уж по сцене и с закрытыми глазами пройдет!
– Иногда после сыгранного испытываешь депрессию, – рассказывает. – Так было со старухой Анной в “Последнем сроке” Распутина. Очень сложно было из роли вернуться в реальный мир. Я даже болела. Никогда не забуду, как после спектакля ко мне подошел мальчик из 11 класса и сказал: “Я до сих пор не могу прийти в себя”.
Маргарита Николаевна не только вжилась в роль Анны, но и повела за собой зрителей, заставила их сопереживать. Вот такие-то роли и близки ей – психологические, цельные по характеру.
– Не терплю “пустые” образы. Я обязательно должна кого-то или чего-то любить – мужчину, Родину или завод. Иначе ничего не получится. Мне свободно работается с актерами-комиками или социальными героями, а вот с героями-любовниками найти взаимопонимание трудно. Как правило, это недалекие и очень самоуверенные люди.
ЕДИНСТВЕННАЯ ЛЮБОВЬ
– Маргарита Николаевна, а как у вас сложилась личная жизнь? – спрашиваю.
– А она... не сложилась. Первый муж был талантливым актером, хотя и не имел профессионального образования. Федор напоминал моего любимого саратовского артиста Александра Денисова – тоже умен, трудолюбив, и нутро такое же глубокое. Но... семейная жизнь не получилась – расстались. Иногда жалею о том, что смолоду, сгоряча, не разобравшись в сложившейся ситуации, просто сказала “уходи”. Принципиальная бы-ла, с характером.
Маргарита Николаевна так больше никого и не полюбила. Даже образ второго супруга постепенно стирается в памяти. А ведь таким красавчиком казался! Но, как и многие видные мужчины, был слаб волей. Жизнь с таким превращалась в мучение.
Нерастраченную любовь Маргарита Николаевна отдала театру и своим дорогим питомцам – котам и кошечкам Баське, Муське и Китьке.
ГОСПОДНИЙ ДАР
Она все время удивляется, за что господь так щедро наградил ее – окружил прекрасными людьми. Всех и не перечислишь. Но поблагодарить Владислава Михайловича Дойкова – дело святое. Летом врач сделал Третьяковой операцию на глаза. В больнице пациентку положили в одноместную палату, где чувствовала себя настоящей королевой, окружили вниманием и добротой.
Став актрисой не только по профессии, но и по образу жизни, Маргарита Николаевна разглядела в Владиславе Михайловиче не только замечательного офтальмолога:
– Изумительный человек – ласковый, добрый, да еще и красивый. Прямо-таки звезда Голливуда! Ему бы в театре играть или в фильмах сниматься.
Здоровье у Третьяковой и взаправду не то, что прежде. На восьмом десятке лет каждый день подниматься на пятый этаж – дело не шуточное. Хорошо, что перила есть. А вот в театре все страдания как рукой снимает. Наверное, родные стены берегут. И забота людская. Горожане, встречая любимую актрису, не просто ее приветствуют, а о здоровье справляются или помощь свою предлагают.
Думается, прежде всего высшая сила наградила не ее, а нас, котлашан. Подарила возможность видеть спектакли с участием светлой и красивой актрисы, которую невозможно не любить. Встреча с ней превращается в настоящий праздник – зрители восхищаются ею, ловят каждое произнесенное слово, щедро одаривают аплодисментами.
Спасибо вам, Маргарита Николаевна! За то, что, играя на сцене, научили нас доброте, трудолюбию и любви.
Светлана АНТРОПОВА.



Комментарии к статье
"СВЕТЛАЯ АКТРИСА":

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем